- Налоги

Декларация по НДС: набор шпаргалок для ОСНО

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Декларация по НДС: набор шпаргалок для ОСНО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Информация представлена и по разделам налоговой декларации, «отвечающим» за нулевые ставки НДС (4-му, в котором представляется расчет суммы налога по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально подтверждена; 5-му, в котором рассчитываются суммы налоговых вычетов по таким операциям при условии, что обоснованность применения нулевой ставки ранее документально подтверждена (не подтверждена); 6-му, где представляется расчет суммы налога при реализации с неподтвержденной документально нулевой ставкой).

Раздел 8 и Приложение 1 к разделу 8

Раздел 8 «Сведения из книги покупок об операциях, отражаемых за истекший налоговый период» декларации заполняется налогоплательщиками (налоговыми агентами, за исключением налоговых агентов, указанных в п. п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) в случаях возникновения права на налоговые вычеты за истекший налоговый период в порядке, установленном ст. 172 НК РФ (п. 45 Порядка заполнения налоговой декларации).

В случаях внесения изменений в книгу покупок по истечении налогового периода, за который представляется декларация, следует заполнить Приложение 1 к разд. 8 (п. 46 Порядка заполнения налоговой декларации).

В п. п. 1.32 и 1.33 Контрольных соотношений указаны следующие возможные нарушения, касающиеся рассматриваемого раздела и Приложения к нему.

Что такое контрольные соотношения по ндс

к приказу ФНС России

от 25.05.2021 N ЕД-7-15/519@

КОНТРОЛЬНЫХ СООТНОШЕНИЙ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПУНКТОМ

5.3 СТАТЬИ 174 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

N контрольного соотношения

Описание контрольного соотношения

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по Разделу 3 Декларации, равна разнице величины общей суммы налога, исчисленной с учетом восстановленных сумм налога по Разделу 3, и общей суммы налога, подлежащей вычету по Разделу 3 Декларации.

Сопоставление показателей Раздела 1 Декларации с Разделами 3, 4, 5, 6 Декларации

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в соответствии с пунктом 1 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, Раздела 1 Декларации, равна величине разницы суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по Разделам 3, 4, 5, 6 Декларации, и суммы налога, исчисленной к возмещению по разделам 3, 4, 5 и 6. При условии, что указанная величина разницы сумм налога не меньше нуля.

Сопоставление показателей Разделов 2, 3, 4, 6 и 9 Декларации

Общая сумма исчисленного налога по Разделам 2, 3, 4, 6 Декларации равна итоговой сумме налога по Разделу 9 Декларации с учетом Приложения 1 к Разделу 9 Декларации (с учетом округления)

Сопоставление показателей Разделов 3, 4, 5, 6 и 8 Декларации

Общая сумма налога, подлежащая вычету, по Разделам 3, 4, 5, 6 Декларации равна итоговой сумме налога, подлежащей вычету по Разделу 8 Декларации, с учетом Приложения 1 к Разделу 8 Декларации (с учетом округления)

Выявление несоответствий Раздела 8 Декларации

Сумма налога, подлежащая вычету, построчно по Разделу 8 Декларации равна сумме налога всего по книге покупок

Приложение 1 к Разделу 8. строка 005 графа 3 (на первой странице Приложения 1 к Разделу 8.) + Сумма Приложение 1 к Разделу 8. строка 180 графа 3 = Приложение 1 к Разделу 8. строка 190 графа 3 (на последней странице Приложения 1 к Разделу 8.)

Выявление несоответствий Приложения 1 к Разделу 8 Декларации

Сложение итоговой суммы налога по книге покупок Приложения 1 к Разделу 8 и суммы налога по счету фактуре, разница суммы налога по корректировочному счету-фактуре, принимаемая к вычету, равна сумме налога всего по Приложению 1 к Разделу 8 Декларации

Выявление несоответствий сведений Раздела 9 Декларации

Сумма налога по счетам-фактурам по ставке 20% Раздела 9 Декларации равна сумме налога по книге продаж по ставке 20% Раздела 9 Декларации на последней странице

Выявление несоответствий сведений Раздела 9 Декларации

Сумма налога по счетам-фактурам по ставке 10% Раздела 9 Декларации равна сумме налога по книге продаж по ставке 10% Раздела 9 Декларации на последней странице

Выявление несоответствий сведений Раздела 9 Декларации

Сумма налога по счетам-фактурам по ставке 18% Раздела 9 Декларации равна сумме налога по книге продаж по ставке 18% Раздела 9 Декларации на последней странице

Приложение 1 к Разделу 9. (строка 050 графа 3 (на первой странице Приложения 1 к Разделу 9.) + Сумма строк 280 графа 3) = Приложение 1 к Разделу 9. строка 340 графа 3 (на последней странице Приложения 1 к Разделу 9.)

Выявление несоответствий сведений Приложения 1 к Разделу 9 Декларации

Сложение итоговой суммы налога по книге продаж по ставке 20% Приложения 1 к Разделу 9 Декларации равно сумме налога по Приложению 1 к Разделу 9 Декларации по ставке 20%

Приложение 1 к Разделу 9. (строка 060 графа 3 (на первой странице Приложения 1 к Разделу 9.) + Сумма строк 290 графа 3) = Приложение 1 к Разделу 9. строка 350 графа 3 (на последней странице Приложения 1 к Разделу 9.)

Выявление несоответствий сведений Приложения 1 к Разделу 9 Декларации

Сложение итоговой суммы налога по книге продаж по ставке 10% Приложения 1 к Разделу 9 Декларации равно сумме налога по Приложению 1 к Разделу 9 Декларации по ставке 10%

Приложение 1 к Разделу 9. (строка 055 графа 3 (на первой странице Приложения 1 к Разделу 9.) + Сумма строк 285 графа 3) = Приложение 1 к Разделу 9. строка 345 графа 3 (на первой странице Приложения 1 к Разделу 9.)

Выявление несоответствий сведений Приложения 1 к Разделу 9 Декларации

Сложение итоговой суммы налога по книге продаж по ставке 18% Приложения 1 к Разделу 9 Декларации равно сумме налога по Приложению 1 к Разделу 9 Декларации по ставке 18%

Выявление несоответствий Раздела 1 Декларации с Разделом 12 Декларации

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет в соответствии с пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации Раздела 1 Декларации, равна всей сумме налога, предъявляемой покупателю и отраженной в Разделе 12 Декларации

Контрольное соотношение N 14 Перечня начинает применяться с 01.01.2022.

Что такое контрольные соотношения по ндс

занижение суммы налога к уплате в бюджет

1) Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, на основании пункта 3 статьи 88 НК РФ направить налогоплательщику требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. 2) При условии заполнения р. 1 ст. 050 дНДС направить требование о представлении документов, подтверждающих в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов. 3) Если установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт проверки согласно статье 100 НК РФ.

р. 3 ст. (010 + 020 + 030 + 040 + 041 + 042 + 045 + 046 + 050 + 060 + 070 + 080 + 105 + 109 + 110 + 115) гр. 5 = р. 3. ст. 118 гр. 5 если левая часть равенства > правой

необоснованные налоговые вычеты

1) Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, на основании пункта 3 статьи 88 НК РФ направить налогоплательщику требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. 2) При условии заполнения р. 1 ст. 050 дНДС направить требование о представлении документов, подтверждающих в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов. 3) Если установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт проверки согласно статье 100 НК РФ.

Читайте также:  Двойной вычет одному родителю: как получить

р. 3. ст. 190 гр. 3= р. 3. ст. (120 + 130 + 135 + 140 + 150 + 160 + 170 + 180 + 185) гр. 3 если левая часть равенства > правой

необоснованные налоговые вычеты

1) Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, на основании пункта 3 статьи 88 НК РФ направить налогоплательщику требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. 2) При условии заполнения р. 1 ст. 050 дНДС направить требование о представлении документов, подтверждающих в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов. 3) Если установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт проверки согласно статье 100 НК РФ.

если левая часть равенства 0, то

завышение суммы НДС, подлежащей возмещению за онп

1) Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, на основании пункта 3 статьи 88 НК РФ направить налогоплательщику требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. 2) При условии заполнения р. 1 ст. 050 дНДС направить требование о представлении документов, подтверждающих в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов. 3) Если установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт проверки согласно статье 100 НК РФ.

При условии неотражения в р. 2 ст. 070 кода 1011715: сумма ст. 060 по всем листам р. 2 = [сумма ст. 200, 205 и 210 по всем листам р. 9, в которых ст. 010 = 06] + [сумма ст. 280, 285 и 290 по всем листам прил. 1 к р. 9, в которых ст. 090 = 06]

если левая часть равенства правой

НК РФ ст. 153, 173, п. 8 Раздела II Приложения 5 к Постановлению N 1137

1) Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, на основании пункта 3 статьи 88 НК РФ направить сообщение налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. 2) При условии заполнения р. 1 ст. 050 дНДС направить требование о представлении документов, подтверждающих в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов. 3) Если установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт проверки согласно статье 100 НК РФ.

ст. 020 прил. 1 к р. 9 + сумма ст. 250 прил. 1 к р. 9 = ст. 310 прил. 1 к р. 9 дНДС

если левая часть равенства > правой

НК РФ ст. 153, 173, п. 3 Раздела IV Приложения 5 к Постановлению N 1137

1) Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, на основании пункта 3 статьи 88 НК РФ направить сообщение налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. 2) При условии заполнения р. 1 ст. 050 дНДС направить требование о представлении документов, подтверждающих в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов. 3) Если установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт проверки согласно статье 100 НК РФ.

сумма ст. 175 р. 9 = ст. 235 р. 9 на последней странице

если левая часть равенства > правой

НК РФ ст. 153, 173, п. 8 Раздела II Приложения 5 к Постановлению N 1137

возможно занижение суммы НДС, исчисленного к уплате в бюджет

1) Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, на основании пункта 3 статьи 88 НК РФ направить налогоплательщику требование представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. 2) При условии заполнения р. 1 ст. 050 дНДС направить требование о представлении документов, подтверждающих в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов. 3) Если установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах, составляется акт проверки согласно статье 100 НК РФ.

Зачем нужна проверка декларации по НДС

Проверку декларации по НДС стоит обязательно провести перед ее подачей в ИФНС, чтобы исключить наличие в ней ошибок и избежать подачи уточненки из-за неувязок в данных.

Обратите внимание! НДС декларация обновлена приказом ФНС от 26.03.2021 № ЕД-7-3/228@. Бланк применяется с отчетной кампании за 3 квартал 2021 года.

Построчный алгоритм с примерами заполнения всех двенадцати разделов отчета вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Как проверить декларацию по НДС? Налоговая служба установила контрольные соотношения (далее – КС), по которым инспекторы осуществляют их проверку, для облегчения проведения этой процедуры в ИФНС. Однако КС могут воспользоваться и налогоплательщики. Их можно найти в письме ФНС от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@.

Формулы, содержащиеся в КС, позволяют сверить показатели, заносимые в разделы 1–7, как внутри этих разделов и между ними, так и в увязке с данными из разделов 8–12. Для удобства пользователей все КС представлены в рассматриваемом письме ФНС в виде таблицы.

В табличной части кроме формул содержится также информация о том, как инспектор будет квалифицировать обнаруженное нарушение и каковы будут его действия.

Однако проверка декларации по НДС по КС — это уже завершающий этап проверки. Поэтому прежде чем применять КС, налогоплательщику следует свериться бухгалтерские учетные данные. Как проверить декларацию по НДС по оборотке или иным учетным регистрам? Данные из этих регистров должны давать те цифры, которые попадут в декларацию:

Рассмотрим как проверить декларацию по НДС по оборотке на примере.

Бухгалтер ООО «Смайлик» заполнил декларацию по НДС и перед отправкой в ФНС решил сверить данные с бухучетом (ставка входящего и исходящего НДС равна 20%).

Для этого он сформровал анализ счета 68 субсчет НДС.

Также он проверил обороты по:

Также бухгалтер сверил отражение в декларации НДС корректировку реализации, т.к. был выставлен корректировочный счет-фактура на увеличение. Эту информацию бухгалтер зафиксировал в стр.040-090 разд.9.

Как налоговики соотносят показатели каждой строки декларации по НДС между собой, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?

Некоторые оптимизаторы обещают быстро менять контрагентов в случае возникновения каких-либо разрывов в цепочках. Этот ход учтен в новом регламенте — появилось такое понятие, как условно устраненные расхождения.

Устранение возникших разрывов путем замены контрагента или счетов-фактур становится дополнительным триггером, который привлечет внимание налоговых органов и подтвердит наличие схемы.

Совершенствование контроля нацелено на то, чтобы отмечать потенциальных выгодоприобретателей, которые замечены в применении налоговых схем.

И если выгодоприобретатель уже определен и в отношении него вдруг инициирована процедура добровольной ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ, то это становится поводом для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки.

Если контрагент ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ, то в ходе проверок вопросы могут возникнуть и к абсолютно «белым» компаниям, которые с ним сотрудничали.

На начальном этапе проверок налоговые органы направляют требования. Это первый шаг, который позволяет прощупать цепочку и «дерево связей». Налоговики пока только собирают информацию.

Читайте также:  👩‍👦Льготы и выплаты, которые будут доступны матерям-одиночкам в 2023 году. ч.1

Игнорировать требования крайне нежелательно. Но при этом важно их анализировать, не забывая о своих интересах как налогоплательщика.

Выплаты работнику не ниже МРОТ

По-прежнему, доходы работников, отраженные в РСВ, будут сравнивать с величиной МРОТ и среднеотраслевой зарплатой.

Сумма выплат работнику должна быть не меньше МРОТ. При полном рабочем месяце зарплата работника не может быть ниже средней зарплаты в регионе по соответствующей отрасли экономики за предыдущий год.

Поэтому нужно соблюдать следующие соотношения:

  • средняя зарплата, отраженная в РСВ, должна быть больше или равна МРОТ (16 242 руб.). Если средний заработок по сотруднику окажется меньше МРОТ, то налоговые инспекторы запросят пояснения, т.к. это свидетельствует о занижении налоговой базы по страховым взносам;
  • средняя зарплата, отраженная РСВ, должна быть больше или равна средней зарплате в субъекте РФ по соответствующей отрасли экономики. Несоблюдение этого соотношения также свидетельствует о возможном занижении налоговой базы.

Установленной формы для дачи пояснений нет. Их составляют в свободной форме.

Самые важные изменения по НДС с 1 января 2022 года / «Правовест Аудит» / «Правовест Аудит»

С 1 января 2022 года больше налогоплательщиков при перепродаже имущества, приобретенного у физических лиц (не налогоплательщиков) будут исчислять НДС с межценовой разницы (п.5.1 ст.154 НК РФ в ред. с 01.01.2022 г.), т.е. с разницы между ценой реализации с учетом НДС и ценой их приобретения. Ставка НДС 20/120 (п.4 ст.164 НК РФ)

До 2022 года особый порядок исчисления НДС применяли перепродавцы автомобилей, приобретенных у физических лиц. С 1 января 2022 года НДС с межценовой разницы нужно исчислять при перепродаже:

  • приобретенных у физлиц мотоциклов (а не только автомобилей) (п.5.1 ст.154 НК РФ в ред. Федерального закона от 29.11.2021 г. N 382-ФЗ)
  • купленной у физлиц бытовой техники и электроники по Перечню (п.5.1 ст.154 НК РФ в ред. Федерального закона от 30.04.2021 г. N 103-ФЗ).

Перечень «льготной» бытовой техники утвержден Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1544.

В него включены:

  • портативные компьютеры массой не более 10 кг (ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата);
  • машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных;
  • аппараты телефонные для сотовых сетей связи или для прочих беспроводных сетей;
  • бытовые холодильники и морозильники;
  • бытовые стиральные машины;
  • пылесосы.

Обратите внимание! При продаже имущества, приобретенного у физлиц, НДС исчисляется с межценовой разницы только если оно было приобретено именно для продажи (сч.41 в бухучете), а не для использования в деятельности компании или ИП.

Если, например, компания купила ноутбук у физлица для работы сотрудников, а потом будет продавать эту технику, то НДС нужно будет начислить с полной продажной стоимости ноутбука.

С 1 января 2022 при определенных условиях освобождается от НДС оказание на территории России услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также вне объектов общепита по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание) (новый пп.38 п.3 ст.149 НК РФ с 01.01.2022г — Федеральный Закон от 02.07.2021 г. N 305-ФЗ).

Услугами общественного питания в целях освобождения от НДС не признается реализация продукции общественного питания:

  • отделами кулинарии организаций и ИП розничной торговли;
  • организациями и ИП, осуществляющими заготовочную и иную аналогичную деятельность, организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги общественного питания, предусмотренные данным пп.38 п.3 ст.149 НК РФ, либо занимающимся розничной торговлей.

Как уже говорилось, для освобождения от НДС услуг общепита должны выполняться определенные условия.

Освобождение от НДС с 1 января 2022 года (в текущем периоде) применяется при одновременном выполнении следующих условий за 2021 (за предшествующий год):

  • сумма доходов за 2021 по данным налогового учета, не превысила в совокупности 2 млрд рублей;
  • удельный вес доходов от реализации услуг общепита в общей сумме доходов за 2021 по данным налогового учета составил не менее 70 %.
  • Если хотя бы одно из условий не выполняется, например, доля доходов от общепита по итогам 2021 года составила менее 70%, то применять освобождение от НДС в 2022 году нельзя.
  • Но если организация будет создана (ИП зарегистрирован) в течение 2022 или 2023 года, она вправе будет применять предусмотренное освобождение от НДС в том году, в котором создана (зарегистрирован ИП) без ограничений.
  • Финансовое ведомство уже разъяснило некоторые «тонкости» освобождения от НДС услуг общепита.

Например, освобождение от НДС в 2022 году может применять организация, осуществляющая производство кулинарных изделий, полуфабрикатов, иной продукции общественного питания и реализующая данную продукцию через собственные отделы кулинарии физическим лицам. Конечно, если у нее соблюдаются условия «по доходам» и «доле общепита» за 2021 год (Письмо Минфина России от 30.07.2021 г. N 03-07-11/61177).

Минфин РФ также разъяснил, что реализация покупной продукции общепита физическим лицам через объекты общественного питания может освобождаться от НДС при соблюдении «общих» условий для освобождения общепита (Письмо Минфина России от 25.11.2021 г. N 03-07-07/95283).

К сведению! Услуга общественного питания (индустрии питания): результат деятельности предприятий общественного питания (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) по удовлетворению потребностей потребителя в продукции общественного питания, в создании условий для реализации и потребления продукции общественного питания и покупных товаров, в проведении досуга и в других дополнительных услугах (п.41 «ГОСТ 31985-2013» Меж­го­су­дар­ствен­ный Стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения», введенного приказом Росстандарта от 27 июня 2013 г. N 191-ст).

О некоторых пунктах Контрольных соотношений

К добавленным в Контрольные соотношения пунктам относятся также:

№ пункта

Контрольные соотношения

Возможное нарушение законодательства

Формулировка нарушения

Раздел 9: сумма строк 175 = строке 235 на последней странице.

Если левая часть равенства > правой

Статьи 153, 173 НК РФ, п. 8 Правил ведения книги продаж

Вероятно, занижена сумма НДС, исчисленного к уплате в бюджет

Раздел 9: сумма строк 205 = строке 265 на последней странице.

Если левая часть равенства > правой

Приложение 1 к разд. 9: строка 055 + сумма строк 285 = строке 345.

Если левая часть равенства > правой

Статьи 153, 173 НК РФ, п. 3 Правил заполнения дополнительного листа книги продаж

При условии заполнения в разд. 2 за отчетный налоговый период строк 040 – 060 в строке 070 этого раздела указываются коды 1011705, 1011709, 1011715

Пункты 4, 6, 8 ст. 161 НК РФ

Вероятно, неверно указан код

При условии заполнения в разд. 2 за отчетный налоговый период строк 020 – 060 в строке 070 этого раздела указывается код 1011703

Пункт 3 ст. 161 НК РФ

При условии заполнения в разд. 2 за отчетный налоговый период строк 020, 040 – 060 в стро-
ке 070 этого раздела указываются коды 1011707, 1011711, 1011712, 1011714

Пункты 1, 5 ст. 161; п. 10 ст. 174.2 НК РФ

Значение в разд. 1 строки 020 и (или) разд. 2 строки 040 = значению КБК для декларации по НДС, указанному в соответствии с кодами классификации доходов бюджетов РФ

Статья 80 НК РФ

Неверно указан КБК

Значение в разд. 1 строки 010 (или) разд. 2 строки 050 = значению, указанному в ОК 033-2013 (ОКТМО), утвержденному Приказом Росстандарта от 14.06.2013 № 159-ст

Статья 80 НК РФ

Неверно указан ОКТМО

Декларация по НДС и ее проверка

С 01.07.2021 действует новый бланк декларации по налогу на добавленную стоимость (НДС), утвержденный Приказом ФНС России от 26.03.2021 № ЕД-7-3/228@. Обновлены электронный формат декларации и порядок ее заполнения. Налоговые агенты и налогоплательщики должны его придерживаться, чтобы избежать ошибок. А проверить правильность заполнения декларации и ее совпадение с другими отчетами и документами позволяют контрольные соотношения, которые установлены ФНС. Если они не совпадают, то в декларации есть ошибки или неточности, которые необходимо исправить.

А вот тестирование контрольных соотношений можно сделать так: на сайте ФНС доступна для скачивания программа tester. Она бесплатна и используется всеми налогоплательщиками, кто сдает отчетность. Это ПО необходимо для проверки файлов на соответствие форматам предоставления электронных налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.

Читайте также:  Правила выбора юридического адреса для регистрации ООО в 2023 году

С 01.07.2021 налоговики утвердили перечень контрольных соотношений, при нарушении которых декларация, поданная после этой даты, признается непредоставленной.

Подробнее: декларация по НДС: новый бланк в 2022 году

Каждая налоговая декларация, в том числе и по НДС, проходит камеральную проверку. Проверку начинают сразу же после того, как вы сдали декларацию. Специальная программа, разработанная налоговой службой, проверяет декларацию на форматно-логический контроль. Электронные декларации проходят контроль на соответствие:

  • правилам заполнения и оформления;
  • налоговому законодательству;
  • контрольных соотношений.

Несовпадение контрольных соотношений означает, что декларацию заполнили неправильно.

Полный перечень контрольных соотношений показателей декларации по НДС есть в приказе ФНС от 25.05.2021 № ЕД-7-15-/519@. Налогоплательщики имеют возможность самостоятельно проверить соответствие показателей, чтобы налоговики не отказались принять декларацию. Обычно это происходит автоматически в той же программе, которая декларацию формирует. Программа подсказывает, какие показатели не сошлись.

Обратите внимание! Даже если в вашей декларации все контрольные соотношения сойдутся, это не гарантирует, что со стороны ФНС не возникнет вопросов.

Например, расхождения могут обнаружиться при сверке данных из вашей книги покупок с книгой продаж поставщика. Если он внес некорректные данные (например, номер счет-фактуры, ее дату, ваше наименование, ИНН и т.д.), то программа налоговиков просигналит о несоответствиях. Также в цепочке контрагентов, ведущих к вашему поставщику, может затесаться компания, которая не уплатила НДС в бюджет. Проверить такие моменты самостоятельно очень трудно.

Чтобы убедиться в отсутствии сюрпризов, стоит воспользоваться платформой Контрагент.рф. В результате вы получите:

  • диагностику книги покупок на расхождения или разрывы;
  • детальную расшифровку выявленных несоответствий;
  • рекомендации специалистов по устранению найденных проблем.

Новый регламент проверок деклараций по НДС: что о нем нужно знать?

Некоторые оптимизаторы обещают быстро менять контрагентов в случае возникновения каких-либо разрывов в цепочках. Этот ход учтен в новом регламенте — появилось такое понятие, как условно устраненные расхождения.

Устранение возникших разрывов путем замены контрагента или счетов-фактур становится дополнительным триггером, который привлечет внимание налоговых органов и подтвердит наличие схемы.

Совершенствование контроля нацелено на то, чтобы отмечать потенциальных выгодоприобретателей, которые замечены в применении налоговых схем.

И если выгодоприобретатель уже определен и в отношении него вдруг инициирована процедура добровольной ликвидации или исключения из ЕГРЮЛ, то это становится поводом для принятия решения о проведении выездной налоговой проверки.

Если контрагент ликвидирован либо исключен из ЕГРЮЛ, то в ходе проверок вопросы могут возникнуть и к абсолютно «белым» компаниям, которые с ним сотрудничали.

На начальном этапе проверок налоговые органы направляют требования. Это первый шаг, который позволяет прощупать цепочку и «дерево связей». Налоговики пока только собирают информацию.

Игнорировать требования крайне нежелательно. Но при этом важно их анализировать, не забывая о своих интересах как налогоплательщика.

Как за полгода стать банкротом

С 1 сентября вступили в силу поправки в Федеральный закон от 26.10.2002 №127-ФЗ.

Процедура внесудебного банкротства для физлиц значительно упростилась.

Если долг физлица составляет от 50 до 500 тысяч рублей, то можно воспользоваться ✔внесудебной процедурой банкротства.

Для начала служба судебных приставов должна провести исполнительное производство,

прийти к выводу, что брать с вас нечего и

закончить исполнительное производство в связи с отсутствием имущества.

После завершения исполнительного производства отправляемся в МФЦ, где подаем заявление об ускоренной процедуре банкротства.

МФЦ проверит все указанные сведения и разместит уведомление о начале процедуры банкротства в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

Остается ждать 6 месяцев.

На эти полгода приостанавливается всякое исполнительное производство по долгам, не будут начисляться пени, штрафы.

По окончании 6 месяцев, если кредиторы не подадут заявление о введении общей процедуры банкротства (это можно сделать, если у должника найдут какое-то имущество),

то внесудебная процедура банкротства завершается.

И гражданин освобождается от всех долгов.

Напомню, что сумма этих долгов должна быть от 50 до 500 тысяч рублей. Потому что если сумма долга больше 500 тысяч рублей, то по ускоренной процедуре банкротства пройти не удастся.

Вывод

Конечно, человек, которому должны деньги, будет расстроен.

А с другой стороны, жизненные ситуации бывают всякие, по мне, эта процедура является оздоравливающей.

Она дает человеку возможность начать жить какую-то новую жизнь, а кредиторам, которые попали и которые своих денег не получат, наверно, сделать какие-то выводы.

Но этой процедурой можно воспользоваться только раз в 10 лет.

Контрольные соотношения показателей декларации по НДС (актуализация)

Правильность отражения операций по восстановлению налога в декларации проверяется по таким КС:

  • восстановленный НДС не может быть меньше восстановленной суммы налога с авансов, по операциям со ставкой 0% и по объектам ОС:

На данном этапе стоит поработать с разделом 9 декларации и приложением 1 к нему, которые составляются на основании книги продаж и ее доплистов:

По строкам раздела 9:

260 на последней странице раздела

Равна

сумма всех строк 200

265 на последней странице раздела

сумма всех строк 205

270 на последней странице раздела

сумма всех строк 210

По строкам приложения 1 к разделу 9:

340

Равна

Сумма строк 050, 280

345

Сумма строк 055, 285

350

Сумма строк 060, 290

Равенство между разделом и приложением к нему:

Строка приложения 1 к разделу 9

Равна

Строка раздела 9

050

260

055

265

060

270

070

280

Если КС не выполняются, значит, налог к уплате занижен.

ФНС начала работу по новому регламенту проверок деклараций по НДС. Программный комплекс АСК НДС-2 заменен на «Контроль НДС».

Познакомимся с новыми терминами и понятиями.

НДС+ научился проверять ошибки перед отправкой декларации

В модуле НДС+ сервиса Контур.Экстерн, появился функционал который поможет исправлять ошибки в декларации до отправки в налоговую.

Получив декларацию по НДС, ФНС проверяют декларацию на контрольные соотношения и проходит ли она логический контроль. В случае обнаружения ошибки, налоговики отправляют налогоплательщику требование о предоставлении пояснения по контрольным соотношениям.

Сервис Контур.Экстерн усовершенствовали, чтобы избавить пользователей от подобных проблем – во время отправки отчетных документов система пропускает их через аналогичные налоговые проверки.

Однако оказалось, что и это не совершенный метод: указав на ошибку в последний момент, программа не избавляет пользователя от дополнительных нагрузок. Нужно исключать неточности, снова подгружать данные, еще раз проверять и заверять отчет.

Особенно это неудобно, если сроки подачи отчетности истекают.

Разработчики встроили двойную проверку документа в модуль НДС+. Документ проходит проверку соотношений и логический контроль на том этапе, когда специалист работает с данными и исключает обнаруженные расхождения – заодно исправляет и логические ошибки.

Что такое контрольные соотношения к налоговой отчетности

Все налогоплательщики НДС ведут бухгалтерский и налоговый учет, поэтому в отчетность попадают данные на его основе. Очевидно, что они должны совпадать между собой, как по определенным параметрам в самой налоговой декларации, так и в других отчетах. Для того чтобы выявлять такие совпадения или, наоборот, несовпадения, и служат контрольные соотношения, которые разрабатывают налоговики. То есть фактические данные по разным строкам и разделам декларации сравнивают между собой, а также с данными из других отчетов. В случае обнаружения несоответствия этих данных можно говорить о допущенных налогоплательщиком ошибках.

Сами контрольные соотношения представляют собой объемную таблицу, из которой проверяющий может узнать:

  • какие показатели с какими нужно сравнивать;
  • соответствие показателей нормам Налогового кодекса РФ и других законов;
  • тип допущенной ошибки и ее суть;
  • действия проверяющих при выявлении несоответствия;
  • возможное наказание для налогоплательщика.

Именно потому, что контрольные соотношения содержат так много важной информации, они являются очень значимым документом, хоть и не являются нормативным актом. Однако за их обновлениями нужно внимательно следить, а также использовать их в процессе подготовки отчетности к отправке в ИФНС, чтобы избежать ошибок.

Правда, у налоговиков есть и другие инструменты, которые они используют во время камеральных проверок отчетности. В частности, налоговая инспекция может провести перекрестную проверку данных, указанных в налоговой декларации налогоплательщика и декларациях его контрагентов.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *