- Уголовное право

Минтруд разъясняет: Какие рабочие места не подлежат СОУТ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минтруд разъясняет: Какие рабочие места не подлежат СОУТ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


СОУТ или специальная оценка условий труда – это единственная нормативно закрепленная процедура, которая позволяет оценить условия труда на рабочих местах в любых организациях. Спецоценка представляет собой комплекс последовательных мероприятий, во-первых, по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и трудового процесса и, во-вторых, по оценке их воздействия на работников.

Кто может проводить СОУТ?

Специальную оценку условий труда проводят совместно работодатель и экспертная организация. Последняя должна состоять в Реестре организаций, проводящих СОУТ, и иметь уведомление об этом. Именно наличие уведомления подтверждает соответствие организации требованиям статьи 19 426-ФЗ, а именно:

  • в ее уставных документах есть упоминание о том, что она проводит СОУТ, и это один из основных видов ее деятельности;
  • в ее штате есть врач-гигиенист и не менее 5 экспертов по СОУТ, хотя бы у одного из которых есть высшее образование по специальности «общая гигиена», «гигиена труда» или «санитарно-гигиенические лабораторные исследования»;
  • в ее составе есть испытательная лаборатория, которая аккредитована в национальной системе аккредитации (Росаккредитация) и проводит определенные виды исследований, испытаний и измерений в соответствии со статьей 13 426-ФЗ.

Что представляет собой спецоценка условий труда?

СОУТ или специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий, направленных на исследование условий труда на каждом рабочем месте компании, анализ факторов риска, разработка рекомендаций для снижения опасного воздействия и дальнейшее определение работодателями компенсаций специалистам за вредность.

Госструктуры требуют своевременного проведения спецоценки для реализации ряда задач.

  • Защита здоровья и жизни трудящихся, стимулирование работодателей к созданию максимально благоприятных условий труда.
  • Внедрение и контроль мер по снижению опасного воздействия на организм в процессе вредного производства.
  • Компенсация работодателю затрат на СОУТ при систематическом проведении спецпроверок.
  • Внедрение дополнительных тарифов в фонд социального страхования, обязывая работодателей обеспечить базу для льготных пенсий и потери трудоспособности из-за неблагоприятных условий на предприятии.
  • Обеспечение за счет работодателя социального пакета и гарантий в виде надбавки к зарплате, льготного питания, сокращения продолжительности рабочей смены или недели, дополнительный отпуск.
  • Обеспечение штатных сотрудников опасных производств современными и эффективными средствами индивидуальной защиты.
  • Объективная оценка фактических условий труда, составление полной картины деятельности предприятия.

ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ

Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.

  • Список работников и номера их СНИЛС.
  • Штатное расписание с перечнем должностей.
  • Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
  • Должностные инструкции для каждой должности.
  • График работы.
  • Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
  • Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
  • Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.

Основные положения закона о специальной оценке условий труда

Как мы уже сказали, организация СОУТ — это обязанность каждого работодателя, который имеет наемных сотрудников.

По сути, спецоценка представляет собой мероприятие, направленное на выявление опасных или вредных факторов, способных оказать негативное влияние на здоровье сотрудников. Она призвана определить степень воздействия выявленных факторов на работников, а также выяснить, насколько существующие показатели отличаются от установленных норм. Также в ходе мероприятия выполняется анализ эффективности средств, которые применяются для защиты персонала.

Проведение спецоценки регламентирует Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» ( далее — Закон №426-ФЗ ). После принятия данного закона положение о СОУТ было включено в Трудовой кодекс РФ (в статью 212). Методика проведения и форма отчета о проведении СОУТ вместе с классификатором вредных и/или опасных производственных факторов утверждены приказом Минтруда России от 24 января 2014 года №33н ( далее — Приказ №33н ).

Читайте также:  Порядок оплаты алиментов по исполнительному листу

Порядок контроля над СОУТ до недавнего времени регулировался приказом Минтруда РФ от 21 апреля 2017 года №377н, ему на смену пришел приказ Роструда от 23 августа 2019 года №231, утвердивший новый административный регламент. Этот документ больше предназначен для должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, но в плане ознакомления может быть полезен для работодателя.

Однако основополагающим актом выступает именно Закон №426-ФЗ.

Обратите внимание
СОУТ проводится специализированными компаниями, к которым предъявляется ряд требований. Сотрудничество компании-работодателя и компании, оказывающей услуги по проведению СОУТ, происходит на основании договора, имеющего гражданско-правовой характер.

Спецоценка 2021: что нового

СОУТ — аббревиатура, смысл её следует знать всем нанимателям, у которых трудятся работники в организации. Спецоценка условий труда введена с 2014 года Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Эта процедура заменила аттестацию рабочих мест и во многом ее повторяет. Специальная оценка условий труда — возможность уменьшить риск штрафных санкций и оптимизировать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Она позволяет выявить вредные факторы производственной среды и трудового процесса, а также распределить условия труда по классам – оптимальные, допустимые, вредные, опасные. По результатам спецоценки разрабатываются мероприятия по улучшению условий труда, обеспечению работников средствами защиты и компенсациями.

Проведение СОУТ является обязанностью каждого работодателя в силу ст. 212 ТК РФ. Спецоценка направлена на обеспечение безопасности и комфорта персонала на рабочих местах, определение гарантий и компенсаций работнику, которые предусмотрены ТК РФ, за вредные и (или) опасные условия труда.

Спецоценка не проводится для надомников, работников, которые трудятся удаленно, лиц, пришедших трудоустраиваться к физическому лицу, без регистрации ИП, религиозных организаций (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).

По общему правилу спецоценка условий труда должна проводиться не реже, чем один раз в пять лет, если нет оснований для внеплановой оценки (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ). Внеплановую оценку работодатель обязан провести в случае, если на рабочем месте произошел несчастный случай, выявлено профессиональное заболевание от воздействия производственных факторов, работодателем получено соответствующее предписание ГИТ или на проведении СОУТ настаивает профсоюз.

С 1 января 2021 года появился еще один повод для проведения внеплановой СОУТ. Если от сотрудника поступят замечания и возражения по поводу результатов спецоценки на рабочем месте, также обязательна внеплановая оценка.

На проведение внеплановой СОУТ отводится 6 или 12 месяцев с момента наступления одного из указанных случаев (статья 17 Закона № 426-ФЗ).

Также СОУТ — обязательная процедура при введении новых рабочих мест, изменений в технологическом процессе или составе материалов (сырья), применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты.

Общие черты и отличия СОУТ и аттестации

Специальная оценка условий труда (СОУТ) вытеснила аттестацию рабочих мест. Эти процедуры преследуют общие цели – оценить особенности условий труда, разработать рекомендации по их улучшению. Основное отличие СОУТ от аттестации заключается в том, что новая система не только описывает фактические условия, но и уделяет внимание состоянию охраны труда, предлагает мероприятия, направленные на улучшение ситуации. При проведении аттестации руководители не были заинтересованы в изменениях.

Основные отличия СОУТ от аттестации:

  • в проведении проверки участвует эксперт по спецоценке – сотрудник специальной лаборатории, прошедшей аттестацию в Министерстве труда;
  • изменён состав комиссии;
  • во время аттестации рабочие места людей, работающих за компьютером менее половины рабочего дня, не подлежали аттестации, СОУТ касается всех рабочих мест, исключая надомников, дистанционных сотрудников;
  • идентификация рабочих мест, для которых не предусмотрены инструментальные замеры вредных факторов;
  • отмена обязательной сертификации;
  • экспертиза качества СОУТ – платная процедура, её оплачивает заявитель.

Изменены сроки проведения внеплановых проверок. При появлении нового рабочего места или оборудования, изменении технологии или защитных средств, выявлении несчастного случая внеплановая проверка проводится в течение ближайших шести месяцев, ранее срок равнялся одному году.

Общие черты:

  • проведение процедуры – обязанность работодателя и организации по СОУТ, их услуги являются договорными;
  • периодичность проведения – один раз в 5 лет, исключение из правила – рабочие места с положительной оценкой.
Читайте также:  Как поставить автомобиль на учёт в ГИБДД по новым правилам 2023 года?

В этом случае осуществляется автоматическое продление документа, если за этот период не наблюдались несчастные случаи или профзаболевания. По результатам проверки эксперты лаборатории дают заключение, в котором содержится разделение рабочих мест на подклассы по уровню вредности. По результатам оценки работникам должны быть предоставлены дополнительные льготы. Работодатель обязан предоставить сотрудникам информацию о результатах проверки, передать ее в государственные органы.

Рабочие места, подлежащие специальной оценке условий труда

Такое требование распространяется на большую часть рабочих позиций, созданных на предприятии. Однако из этого правила есть и отдельные исключения. Их список приведен в статье 3, 426-ФЗ. В этом разделе нормативного документа уточняется, что выполнение специальной оценки условий труда не осуществляется для следующих объектов:

  • позиции надомных работников. Согласно статье 310 действующего Трудового кодекса в эту категорию входят сотрудники, которые выполняют свои обязанности на дому с применением инструментов и материалов, предоставленных работодателем или купленных за свой счет. В выполнении его работы также могут принимать участие члены его семьи, однако это, понятно, также не влечет для работодателя необходимости выполнения оценки условий их труда;
  • позиции дистанционных работников. В соответствии со статьей 312.1 ТК РФ дистанционными называются работники, которые постоянно выполняют свои должностные обязанности вне территории работодателя. В этой статье уточняется, что для обеспечения коммуникации между работником и работодателем в большинстве ситуаций используются возможности интернет-технологий;
  • позиции работников, которые вступили в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • позиции сотрудников, которые выполняют трудовые задачи для религиозных организаций, зарегистрированных в установленном порядке.

Приведенный список будет исчерпывающим. Это значит, что других вариантов, когда компания вправе отказаться от проведения спецоценки, действующим законодательством не предусмотрено. При этом возможность избежать организации СОУТ распространяется только на перечисленные позиции. Если, например, в компании часть сотрудников работает в офисе, а другая часть работает в дистанционном режиме, не проводить спецоценку можно только на местах работников последней категории. Офисные позиции в этой компании обязаны будут пройти СОУТ в стандартном порядке. Также от проведения спецоценки не освобождаются места сезонного персонала, специалистов с разъездным характером работы и проч.

ПЯТЫЙ ШАГ: прохождение СОУТ

Для компании-подрядчика, выполняющей проверку условий труда на рабочем месте, потребуется дополнительная информация для составления объективной оценки в заключении.

  • Список работников и номера их СНИЛС.
  • Штатное расписание с перечнем должностей.
  • Техническая документация на оборудование, которое находится в оснащении каждой рабочей зоны.
  • Должностные инструкции для каждой должности.
  • График работы.
  • Заключение по результатам производственного контроля состояния рабочих мест.
  • Для водителя необходимо указать марку автомобиля, год выпуска, тип используемого топлива, номер.
  • Фотоснимки рабочего места на протяжении смены.

Реестр огранизаций(лабораторий) проводящих СОУТ в г. Краснодар

Выберите лабораторию самостоятельно или обратитесь за помощью к проффесионалам.

Номер в реестре Название Адрес
218

г. Краснодар, ул. Восточно-Кругликовская, д. 34, пом. 65, 66, 67, каб. 1

388

г. Краснодар, ул. Героя Аверкиева А.А., д. 24, пом. 38

434

г. Краснодар, ул. Индустриальная, д.121, пом. 18

101

г. Краснодар, ул. Леваневского, д. 2/1, пом. 16

351

г. Краснодар, ул. Московская, д. 5, корп. 1. оф. 217

230

г. Краснодар, ул. Станкостроительная, д. 20, офис 1

538

г. Красноярск, ул. Краснодарская, д. 17А-2

203

Краснодарский край, г. Краснодар, пгт. Пашковский, ул. Садовая, 6/2

243

Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Вологодская, 5, оф. 10 А-1

232

Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 107

263

Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 41

191

Краснодарский край, г. Крымск, ул. Ленина, д. 180

Методика проведения специальной оценки условий труда

Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н (далее — Методика). Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению специальной оценки условий труда. Согласно ч. I Методики к таким процедурам относятся:

  • идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в Приложении 2 к Приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н;
  • исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н);
  • отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н);
  • оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н).
Читайте также:  За какой срок можно взыскать деньги за неоплату ЖКХ?

По итогам проверки в определенных случаях работодатели должны задекларировать, что их рабочие места соответствуют установленным правилам и нормам и не являются вредными и опасными для сотрудников. То есть если на этапе идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (смотрите выше этапы проведения спецоценки условий труда) не выявлено их наличие, то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Форма декларации оценки труда и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. N 80н, который начал действовать с 8 июня 2014 г.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации

Спецоценку должны проводить все организации и предприниматели, имеющие наемных работников, в отношении всех своих рабочих мест.

Рабочее место – это место, куда работник должен прибыть для работы и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

СОУТ проводится на рабочих местах всех сотрудников, за исключением (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ):

  • надомников;

  • дистанционных работников;

  • работников, которые трудятся у работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Если руководством организации будут обеспечены безопасные условия на рабочих местах, подтвержденные результатами проведенной специальной оценкой условий труда или решением государственной экспертизы условий труда, утвержденные действующим Кодексом, компенсационные выплаты, и гарантии сотрудникам за работу на местах с опасными или вредными условиями труда не устанавливаются.

Каждый из специалистов компании имеет право на ознакомление с достоверной и актуальной информацией, касающейся условий и охраны труда на его рабочем месте, возникающих производственных рисках, и их степени, о предпринимаемых мерах, направленных на защиту от воздействия на организм опасных, вредных производственных факторов, возникающих на рабочем месте. Также сотрудник должен иметь возможность своевременно знакомиться с положенными ему компенсациями, гарантиями, получать средства индивидуальной защиты, своевременно получать информацию об использовании устройств, аппаратов, оборудования или комплекса приборов, устройств и оборудования, выполняющих дистанционное аудио или видеонаблюдение за производственным процессом, с целью обеспечения требований безопасности на рабочем месте.

Предоставить всю интересующую рабочего информацию обязан владелец организации, а также соответствующие государственные учреждения, общественные организации, в случае, если они обладают подобной информацией.

Руководство предприятия обязано немедленно оповестить сотрудника о результатах специальной оценки условий труда и присуждении его рабочему месту опасного класса.

Сотрудникам, осуществляющим производственную деятельность на производственных местах, условия на которых признаны по результатам выполненной специальной оценки условий труда опасными, безвозмездно выдается согласно утвержденным нормам молоко или иные, равноценные продукты. Выдача молока или других аналогичных продуктов может быть заменена по заявлению специалиста на компенсационные денежные выплаты, размер которых будет равен стоимости молока или иных аналогичных пищевых продуктов, если это прописано в трудовом, либо коллективном договоре.

Список вредных факторов на рабочем месте определяется федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по разработке и реализации официальной политики РФ и нормативно-правовому регулированию в трудовой сфере. Решение согласовывается с федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по разработке и реализации официальной политики РФ и нормативно-правового регулирования в сфере здравоохранения. Также в принятии решения принимает участие федеральный орган исполнительной власти, выполняющим функции, связанные с государственной политикой и нормативно-правовым регулированием в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия общества, учитывая рекомендации трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *