- Страхование

Какова установленная ширина дорожного полотна в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какова установленная ширина дорожного полотна в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно действующему законодательству, ширина дороги по ГОСТ должна соответствовать типу дороги. Это обязательное условие для безопасности движения. Именно поэтому при приемке дороги после выполнения разметки, габариты должны быть измерены для проверки их соответствию принятым стандартам.

Ширина дороги по ГОСТ в населенном пункте зависит от того, какая именно магистраль была проложена. Выделяют следующие типы:

  • 4-х/8-ми полосные (в обе стороны) магистральные дороги для скоростного движения (до 130 км/ч);
  • Аналогичные городские магистральные дороги (с предельно допустимой скоростью 100 км/ч);
  • 2-х/6-ти полосные (в обе стороны) магистральные дороги (скоростной режим – не выше 80 км/с, транспортный поток – регулируемый);
  • Городские дороги с аналогичным скоростным режимом и регуляцией потока транспорта (4 – 8 полос);
  • 2-х/4-х полосные транспортно-пешеходные с обязательным наличием обочины (значение – районное, допустимая скорость – 70 км/ч);
  • Улицы/проезды для подъезда к производственным и/или транспортным предприятиям (для движения крупногабаритного транспорта);
  • Обычные дороги с минимально допустимой правилами шириной: второстепенные к отдаленным населенным пунктам, вспомогательные проезды и уличные проезды в жилых зонах.

Правилами регламентируется ширина полосы отвода автомобильной дороги, размер и другие значимые для движения параметры.

Определение ширины полосы движения в России

Существует множество вариантов дорог, от проселочных до автомагистралей. И неверно было бы ввести какой-то один определяющий показатель ширины полосы движения. Поэтому в правилах существует разделения на типы дорог, для каждого типа есть свои рекомендации по ширине полосы. Впрочем, эти рекомендации не обязательны к исполнению дорожными службами, поэтому в нашей стране вполне возможна магистраль с шириной полосы в районе 3 метров. На сегодняшний день рекомендательные требования правил по ширине полосы дорожного движения следующие:

  • дороги без асфальтового, бетонного или другого типа покрытия — не определяется, ширина может быть любой;
  • улицы в пределах населенного пункта, носящие статус второстепенных проездов, имеют ширину от 2.75 метра;
  • улицы районного значения в городах и поселках, определенные пешеходно-транспортными магистралями, имеют ширину полосы от 2.75 до 4 метров;
  • междугородние дороги 1 и 2 категорий предоставляют водителю ширину полосы в пределах 3.75 метра;
  • дороги 3 категории между городами определены шириной полосы движения в 3.5 метра;
  • автомобильные дороги 4 категории обладают транспортной полосой не менее 3 метров;
  • любые дороги для движения смешанных транспортных средств, включая грузовые автомобили и автобусы, должны быть не уже 3 метров.

Разновидности и типы дорог

Существуют три основных категории дорог:

  • дороги I категории — трассы шириной 33 м, по которым за час проезжает более 100 автомобилей;
  • дороги II категории — дороги шириной 22 м, количество автомобилей — от 15 до 100;
  • дороги III категории — дороги шириной 19 м, по которым в течение часа проезжает не более 15 машин.

Также все дороги можно делятся на 7 основных типов:

  • Автострады: дороги с покрытием, выполненным из асфальтобетона или цементобетона. Толщина такого покрытия может достигать полуметра. Количество полос в каждом направлении дороги этой категории — от двух до пяти, ширина дороги — от 15 до 56 м.
  • Усовершенствованные шоссе: такие дороги имеют твердое основание и прочное покрытие из асфальта, цементобетона, клинкера или брусчатки. Ширина трассы — не меньше шести метров, таким образом, автомобили могут двигаться в два ряда. Интенсивное движение транспорта на таких дорогах возможно в любое время года.
  • Шоссе: основание такой трассы выполнено из песка, камня или твердых грунтов, в качестве покрытия используются асфальт, а также гравий, щебень и шлак, которые обрабатываются вяжущими составами. Ширина дорожного полотна, как правило, находится в пределах шести метров. Этого достаточно для того, чтобы на трассе могли разъехаться встречные автомобили. Транспорт моет передвигаться по таким дорогам в течение всего года.
  • Улучшенные грунтовые дороги: дороги этой категории представляют собой профилированные трассы без твердого основания и без покрытия. Грунт при строительстве может быть улучшен гравием, щебнем или песком, также широко применяется обработка грунтов вяжущими веществами для придания дороге прочности и долговечности. Такие трассы требуют регулярного обслуживания для поддержания их в пригодном к использованию состоянии. По этим дорогам в течение почти всего года может передвигаться мало- и среднетоннажный транспорт.
  • Грунтовые дороги (проселочные дороги): непрофилированные дороги без покрытия. Как правило, они используются в качестве трасс, которые соединяют небольшие населенные пункты или служат выездом из такого населенного пункта на основную дорогу. Проходимость проселочной дороги сильно зависит от характеристик грунта, его увлажненности и климатических условий. Ширина их, как правило, не превышает пяти метров, но может составлять и 7-9 метров.
  • Полевые и лесные дороги: представляют собой дороги местного назначения, пригодные для эпизодического передвижения по ним транспорта. Как правило, они используются в сезон лесозаготовок или полевых работ. Ширина не превышает пяти метров.
  • Караванные пути и вьючные тропы: могут представлять собой основные пути передвижения в малонаселенных районах, особенно горных или пустынных. Такие тропы пригодны только для пешего передвижения.

Таким образом, грунтовые дороги занимают промежуточное положение между шоссе и тропами по всем параметрам, в том числе и по ширине.

Определение ширины полосы движения в России

Существует множество вариантов дорог, от проселочных до автомагистралей. И неверно было бы ввести какой-то один определяющий показатель ширины полосы движения. Поэтому в правилах существует разделения на типы дорог, для каждого типа есть свои рекомендации по ширине полосы. Впрочем, эти рекомендации не обязательны к исполнению дорожными службами, поэтому в нашей стране вполне возможна магистраль с шириной полосы в районе 3 метров. На сегодняшний день рекомендательные требования правил по ширине полосы дорожного движения следующие:

  • дороги без асфальтового, бетонного или другого типа покрытия — не определяется, ширина может быть любой;
  • улицы в пределах населенного пункта, носящие статус второстепенных проездов, имеют ширину от 2.75 метра;
  • улицы районного значения в городах и поселках, определенные пешеходно-транспортными магистралями, имеют ширину полосы от 2.75 до 4 метров;
  • междугородние дороги 1 и 2 категорий предоставляют водителю ширину полосы в пределах 3.75 метра;
  • дороги 3 категории между городами определены шириной полосы движения в 3.5 метра;
  • автомобильные дороги 4 категории обладают транспортной полосой не менее 3 метров;
  • любые дороги для движения смешанных транспортных средств, включая грузовые автомобили и автобусы, должны быть не уже 3 метров.

Что делать на судебном слушании при разборе нарушения?

Если вы хотите доказать свою невиновность в предписываемом вам нарушении, к суду придется подготовиться заранее, заручившись поддержкой человека, который в этом процессе имеет какой-нибудь опыт. Адвокат сможет скомпоновать все имеющиеся факты и выстроить защиту таким образом, что вам выпишут штраф по минимальной границе, а также не смогут лишить прав. В лучшем случае из зала суда вы выйдете очищенным от любых обвинений. Специфика нарушений, связанных с шириной полосы дорожного движения, для адвокатов довольно проста. В правилах есть отдельные зацепки, позволяющие выиграть это дело без особых сложностей. Упростят процесс такие факторы:

  • уверенность водителя в том, что он не нарушал правила дорожного движения;
  • полное осознание всех требований закона в отношении водителя;
  • наличие свидетелей, которые подтвердят отсутствие нарушений и раскроют картину случая;
  • наличие записей с видеорегистратора и прочих возможных доказательств вашей невиновности;
  • упоминание ситуаций, которые вынудили водителя выехать на полосу встречного движения;
  • указание особенностей дороги, ее непригодности для движения транспортных средств и так далее.

За нарушения ПДД и при законном установлении этих нарушений работниками ГИБДД, для водителей предусмотрена административная ответственность:

Нарушение Размер штрафа, руб.
Движение ТС по разделительной полосе (неправильное расположение транспорта на дороге) 1500
Пересечение «сплошной» при выезде на разделительную полосу 500
Перестроение между полос без предупредительных сигналов 500
Поворот из полосы, запрещающей этот маневр 1500
Движение по «встречке» для объезда препятствия 1000 – 1500
Выезд на полосу встречного движения для обгона 5000
на 4 – 6 мес.
Лишение прав на 1 год, если правонарушение совершено повторно
Если повторное нарушение зафиксировано автоматическими средствами, штраф 5000
Использование велосипедной полосы автомобильным транспортом 2000
Проезд по выделенной полосе 1500 (для Москвы и С-Петербурга – 3000)
Нарушение режима движения, установленного для полосы Штраф, аналогичный за нарушение скоростного режима

Определение ширины полосы движения в России

Существует множество вариантов дорог, от проселочных до автомагистралей. И неверно было бы ввести какой-то один определяющий показатель ширины полосы движения. Поэтому в правилах существует разделения на типы дорог, для каждого типа есть свои рекомендации по ширине полосы. Впрочем, эти рекомендации не обязательны к исполнению дорожными службами, поэтому в нашей стране вполне возможна магистраль с шириной полосы в районе 3 метров. На сегодняшний день рекомендательные требования правил по ширине полосы дорожного движения следующие:

  • дороги без асфальтового, бетонного или другого типа покрытия — не определяется, ширина может быть любой;
  • улицы в пределах населенного пункта, носящие статус второстепенных проездов, имеют ширину от 2.75 метра;
  • улицы районного значения в городах и поселках, определенные пешеходно-транспортными магистралями, имеют ширину полосы от 2.75 до 4 метров;
  • междугородние дороги 1 и 2 категорий предоставляют водителю ширину полосы в пределах 3.75 метра;
  • дороги 3 категории между городами определены шириной полосы движения в 3.5 метра;
  • автомобильные дороги 4 категории обладают транспортной полосой не менее 3 метров;
  • любые дороги для движения смешанных транспортных средств, включая грузовые автомобили и автобусы, должны быть не уже 3 метров.

Ширина полосы за городом

Первый нормативный документ, который будет рассмотрен сегодня, — ГОСТ Р 52399-2005 «Геометрические элементы автомобильных дорог». Особенность данного документа в том, что он не распространяется на городские улицы:

Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.

Обратите внимание, в документе речь идет именно об улицах городов, а не о населенных пунктах. Дело в том, что в правилах дорожного движения используются другие понятия — «в населенном пункте» и «вне населенного пункта». И тут важно не запутаться.

ГОСТ не действует именно в городах. Т.е. например, в деревне, которая является населенным пунктом, полосы должны быть спроектированы именно в соответствии с данным документом.

Ширина полосы движения в городе

Размеры полос в городе регламентируются СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Ширина полосы движения, м Тип дороги и описание
4 Пешеходно-транспортная магистральная улица районного значения, 2 полосы.
3,75 Магистральная дорога скоростного движения, 4-8 полос.
Магистральная улица общегородского значения непрерывного движения, 4-8 полос.
3,5 Магистральная дорога регулируемого движения, 2-6 полос.
Магистральная улица общегородского значения регулируемого движения, 4-8 полос.
Транспортно-пешеходная магистральная улица районного значения, 2-4 полос.
Улицы и дороги местного значения научно-производственных и коммунально-складских районов, 2-4 полос.
Второстепенные проезды, 1 полоса.
3 Улицы и дороги местного значения в жилой застройке, 2-3 полосы.
Улицы и дороги местного значения — парковые дороги, 2 полосы.
2,75 Основные проезды, 2 полосы.
Читайте также:  Почему не работает Интернет на телефоне, подключенном к Мегафону

Таким образом, ширина полос в городах (2,75 — 4 м) в среднем меньше, чем на прочих дорогах.

Обозначение грунтовых дорог на карте

Изображение улучшенной грунтовой дороги на карте сопровождается обозначением добавки, которая использовалась для укрепления грунта при ее сооружении, а также ширины трассы. При этом ширины необходимо подписывать только на участках, где проезд возможен только по самой грунтовке — в лесу, на болоте и в подобных местах.

В случае, если грунтовая дорога пролегает в малообжитом и труднодоступном районе, ее изображение на карте может сопровождаться уточняющими подписями, характеризующими проходимость. Например: «Движение автотранспорта возможно с июня по октябрь со скоростью до 50 км/ч». Также на карте должны быть отражены транспортные развязки, стоянки для автомобилей и придорожные сооружения.

Правильный выбор ширины грунтовой дороги любой категории очень важен для ее комфортной и беспроблемной эксплуатации в течение всего срока службы. Если вы собираетесь делать грунтовку самостоятельно, вопросу о том, какой она будет, следует уделить особое внимание. При этом учитывайте предполагаемую интенсивность движения и срок службы трассы.

Если позволяет ваш бюджет, лучше сделать двухполосную дорогу шириной не менее семи метров. Если вы ограничены в средствах, вы можете остановиться на однополосном варианте шириной от двух до пяти метров. Однако имейте в виду, что такая трасса быстрее приходит в негодность, и ей будет чаще требоваться ремонт, поэтому в итоге затраты могут даже превзойти расходы на обслуживание более широкой грунтовой дороги.

Туда полоса, сюда полоса

Автомобилей в стране становится все больше, но дороги с двумя полосами распространены. На них ширина проезжей части варьируется в большом интервале. В жилой зоне она достигает 8 м, на дорогах районного значения — 6 м. В сельской местности, где много грузовиков, тракторов и спецмашин, делать ширину полосы менее 3,75 м нет смысла.

Двухполосные дороги проявляют изъян на крутых, длительных подъемах и спусках, где большое количество тихоходов может отнять много времени у водителей мобильного транспорта. С этой целью предусматривается строительство дополнительной полосы на часть подъема или всю его длину. На горных крутых спусках устраиваются съезды в виде тупиков, уводящих транспорт с отказавшими тормозами в сторону с проезжей части, не заставляя водителя менять направление движения.

Перемещаясь по двухполосной дороге с двусторонним движением, водитель, идущий на скорости сравнительно маленькой по отношению к потоку, обязан способствовать обгоняющему его транспорту совершить маневр как можно быстрее. Это необходимо, чтобы обеспечить ему место впереди себя.

Минимальная ширина полосы проезжей части — 2,75 м. Она допустима во время проведения ремонтно-строительных работ с выставлением дополнительных знаков. Также она возможна в случаях уже существующей неудачной застройки жилой зоны или на коротких участках реконструированных дорог с установкой ограничительных знаков.

Сверху ширина полосы не лимитируется. Хотя существует целое течение сторонников сужения полос движения до европейских стандартов, обосновывающих свою позицию тем, что на узких полосах водитель не теряет концентрации внимания. Следовательно, меньше вероятны аварийные столкновения.

Кроме того (в это легко поверит даже пешеход), широкая полоса провоцирует увеличение скорости передвижения, что в городских условия с большой загруженностью дорог автомобилями обывателей с разным опытом и реакцией (плюс нетерпеливыми пешеходами), не безопасно.

Не такие, как все (полосы)

Известно, что в течение дня преимущественные направления движения городского транспорта меняются. Утром большой поток общественного и личного транспорта стремится к центру, вечером на окраины. Многополосные дороги дают возможность облегчать движение, обслуживая в разное время противоположные направления перемещающихся транспортных средств. Эту функцию реализует реверсивная полоса, имеющая особую разметку, которую можно увидеть, посмотрев видеосюжет.

Ее часто дополняют реверсивные светофоры и информативные таблички. Специальную разметку имеет также выделенная для безрельсового общественного транспорта полоса. Для ее обозначения существует дорожный знак. Правила обращения с ней особенные и известны всем получившим права водителям. Подробней о них рассказано в следующем видео.

Если средняя полоса на трехполосной дороге с двусторонним движением никак не описана, она используется всеми участниками движения для выполнения маневров.

Как узнать ширину дороги

У меня ситуация следующая:

2-го числа текущего месяца я со своей супругой ехали в аэропорт Домодедово. На одном из участков дороги (по одной полосе в оба направления), я опередил автомобиль уступивший мне дорогу (после очередного поворота дороги, водитель впереди движущегося ТС, не останавливаясь и не снижая скорости принял вправо, частично на обочину), далее дорога плавно поворачивала влево, метров через 500-600 (после манёвра) меня останавливает сотрудник ГАИ, требует документы. Документы я ему предоставляю и задаю вопрос о причине остановки. Он вменяет мне выезд на встречу с пересечением сплошной. Я ему объясняю как всё было, он приглашает меня в служебный автомобиль для просмотра видео-фиксации моего нарушения. Служебный автомобиль находится в дали (10-15 метров) от края дороги, за кустами.

В служебном авто установлена видеокамера (на взгляд любительская видеокамера с дисплеем на откидывающейся обочине. В авто сидит на месте водителя ещё один сотрудник, он перемотав видеозапись назад нашёл нужный кусок показывает мне и говорит там везде сплошная. На видео видно (вид сбоку), как на значительном удалении от места съёмки, беленькая машинка обгоняет чёрную (качество видео, удалённость и рельеф местности не позволяет разглядеть дорожное полотно). Снова пытаюсь объяснить сотрудникам, что дорогу мне уступили, сплошную не пересекал, на что мне заявляют мол в суде будешь доказывать и начинают составлять протокол. Понимаю, что дальше спорить и доказывать без толку. Выхожу и фотографирую место положение служебного авто ГИБДД по отношению к дороге и припаркованному моему авто. Подхожу снова к ним, вижу один рисует на рапорте схему, спрашиваю его как вы от сюда могли видеть то что сейчас рисуете, он мне мол там везде сплошная и ширина дороги не позволяет разъехаться двум автомобилям на одной полосе. Я предложил отправиться туда и замерить, на что получил ответ мол мы можем предоставить в суд тех условия данного участка дороги. Фотографирую участок дороги с места дислокации служебного авто. Протокол составлен, вношу свои пояснения: водитель впереди-идущего ТС уступил мне дорогу приняв вправо. Сплошную не пересекал. Расписываюсь в ознакомлении, в доведении статей. Мне отдают копию, уезжаю.

Читайте также:  ​Пособие малоимущим семьям в 2023 году

В протоколе назначено разбирательство в ГИБДД на 13:00 6 августа. Приезжаю, отстаиваю очередь, захожу думал действительно будет разбирательство, увы, как только лейтенант понял, что я не согласен с вменяемом мне правонарушении, перестаёт меня слушать, что-то заполняет у себя а компьютере и вручает мне под роспись повестку в суд. Думаю ну хоть виде-фиксацию заполучить или просмотреть (надеялся разглядеть номер автомобиля уступившего мне дорогу), и снова увы, видео на разборе не оказалось. Долго пытался лейтенант его найти, но тщетно, потом заявляет мне: а с чего вы взяли, что было видео?… я в шоке. Говорю как вы протокол не читали? Там написано Видеофиксация… Где? Поискав глазами (знакомые буквы) в протоколе, лейтенант отправляет меня к командиру взвода, мол у него и спросите, у меня нет. Иду в указанный кабинет, там трое, признаваться кто из них разыскиваемый мною ком. взвода не стали. Выяснив зачем мне нужен КВ, сказали подождите за дверью мы вас пригласим, если видео есть мы его вам покажем. Через некоторое время выходит сотрудник (майор) приглашает пройти в кабинет, при этом предупреждает, что будет производится видеозапись того как меня ознакомили с видео-фиксацией. Войдя в кабинет включает телефон (всё тот же майор) и мне показывают всё тот же фрагмент. Я спрашиваю, а дальше? Где номера? Мой и чёрного авто? Ссылаясь на какой-то ФЗ о не разглашении частной информации владельца ТС, прекращают моё ознакомление. 12-го числа еду в суд ознакомиться с материалами дела. Там видео нет. На мой вопрос: где материалы видео-фиксации? , секретарь (или делопроизводитель) мне отвечает, мол в протоколе указанно что прилагается только рапорт, а видео-фиксацию вам демонстрировали наверное на месте. 18-го суд. Хотелось бы узнать что мне нужно предпринять, что бы выиграть дело?

Нарушение правил, установленных линиями разметки, является административным правонарушением.

Ответственность в виде штрафа или лишения прав предусмотрена за следующие виды нарушений:

  1. За превышение установленного скоростного режима (статья 12.9 КоАП):
  • на величину 20 км/ч – 40 км/ч – штраф в 500 рублей
  • на величину 40 – 60 км/ч – 1 500 рублей
  • на величину 60 – 80 км/ч – 2 000 – 2 500 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев
  • на величину более 80 км/ч – 5 000 рублей или лишение прав на 6 месяцев
  1. Остановка и стоянка на железнодорожном переезде (статья 12.10 КоАП) – 1 000 рублей или лишение водительских прав на 3-6 месяцев.
  2. Выезд на перекресток при образовании затора (статья 12.13 КоАП) – штраф 1 000 рублей.
  3. Разворот в запрещенном месте (статья 12.14 КоАП) – штраф 500 рублей.
  4. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам (статья 12.15 КоАП) – штраф 2 000 рублей.
  5. Выезд на полосу, предназначенную для движения общественного транспорта (статья 12.15 КоАП) – штраф 1 000-1 500 рублей.
  6. Выезд на полосу встречного движения или трамвайные пути (статья 12.15 КоАП) – штраф 5 000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев.
  7. Несоблюдение требований, установленных разметкой в части остановки и стоянки (статья 12.16 КоАП) – штраф 1 500 рублей (для регионов Российской Федерации) или 3 000 рублей (для Москвы и Санкт-Петербурга).
  8. Не предоставление преимущества пешеходам на пешеходном переходе (статья 12.18 КоАП) – штраф 1 500-2 500 рублей.

Раньше в столице была практика использования шумовых полос. Они устанавливались на самые аварийные участки. Качество разметки того времени было ещё экспериментальным, поэтому автомобиль очень плохо вёл себя при поездке. К тому же возникал сильный шум от того, что водители не желали сбрасывать скорость и пересекали препятствие на полном ходу. В результате было решено демонтировать контроль движения.

Особого внимания у дорожных служб заслуживали загородные дороги. При длительных поездках, особенно в ночное время, водитель может сильно устать, отчего его может даже клонить в сон. Автомобилист теряет управление и может попасть в аварию. Поскольку он съезжает с дороги, было решено установить в этих зонах шумовые полосы. Когда автомобиль наедет на них, создастся сильная вибрация, которая приведёт его в чувство.

Как определяется ширина дороги

Основным назначением проезжей части является обеспечение передвижения автотранспортных средств в обоих направлениях. Огромное значение для пропускной способности имеет ширина полосы автомобильной дороги. Если раннее в России в основном строились дороги с двумя полосами, то сейчас активно строятся магистрали четырехполосные. Полоса автодороги представляет собой составляющую проезжей части, движение транспортных средств по которой осуществляется в одну сторону. Для отделения полос используется дорожная разметка. Ширина автодорожных полос в России определяется ГОСТом. Причем максимальная ширина полос российских автодорог составляет 3,75 метра. ГОСТ определяет, какая двухполосной дороги ширина в целом допустима, какой может быть и ширина дороги общего пользования.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *