- ОСАГО

Техосмотр 2022: все, что нужно знать водителям

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Техосмотр 2022: все, что нужно знать водителям». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 1 марта 2022 года заработает штраф в 2000 руб. за езду без техосмотра. Фиксировать нарушение раз в сутки смогут дорожные камеры. Однако, как уточнил спикер Госдумы Вячеслав Володин, штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным. На всех остальных штраф распространяться не должен.

Освобождает ли отмена ТО от ответственности?

Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.

Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.

Новое в законодательстве

Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.

Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?

Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.

Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.

Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.

Новый формат диагностических карт: нужно ли менять старую карту?

Также с 1 марта 2021 года автовладельцы могут получить диагностические карты ТО в электронном виде. Карта будет оформляться всё в той же системе ЕАИСТО и храниться не менее пяти лет. Дополнительно оплачивать электронную версию диагностической карты автолюбителям не нужно.

Читайте также:  Как получить пособие по безработице в 2023 году?

Введение новых правил вовсе не сигнализирует о полном отказе от бумажных диагностических карт. При желании автовладелец имеет полное право получить у оператора технического осмотра бумажную версию диагностической карты. Она должна быть заверена подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование, и печатью оператора технического осмотра.

Таким образом менять бумажную диагностическую карту на электронную не нужно. Оба формата являются действительными.

Можно ли переоформить автомобиль без техосмотра?

Технический осмотр транспортного средства необходим при его переоформлении в связи с изменением конструкции. Например, на авто установлено газобаллонное оборудование или двигатель, характеристики которого отличаются от «родного» мотора. При внесении любых изменений в конструкцию транспорта владелец обязан получить свидетельство о соответствии ТС безопасности дорожного движения. Для этого приходится обращаться в специализированную испытательную лабораторию, получать заключение, а после проходить технический осмотр.

Если же авто переоформляется по другим причинам, например, владелец изменил паспортные данные или адрес прописки, перекрасил кузов, технический осмотр не выполняется. Однако в любом случае придется обращаться в страховую компанию и вносить изменения в договор ОСАГО.

Что такое диагностическая карта?

В диагностической карте (ДК) содержится информация о прохождении техобслуживания ТС. Осмотр проводится только в специализированном центре, его цель – обеспечение безопасности владельца автомобиля и пассажиров. Ранее техкарту оформляли все автомобили старше 3-х лет. Однако в 2022 году осмотр для частных легковых автомобилей и мотоциклов проводится на добровольной основе. Техосмотр необходим только:

  • такси, автобусам и грузовикам;
  • для соблюдения требований Евросоюза;
  • при постановке на госучет ТС старше 4-х лет;
  • при смене владельца, если автомобилю больше 4-х лет;
  • при визуальном наличии неисправности, которая угрожает безопасности участников дорожного движения;
  • при регистрации действий, касающихся внесения изменений в конструкцию ТС, заменой одного из основных элементов.

Восстановление утерянного документа

Каждому водителю следует знать, что делать, если потерял диагностическую карту техосмотра.

Штрафы за утрату документа в настоящее время не предусмотрены.

Как вы уже знаете, диагностическая карта в бумажном варианте понадобится только при оформлении автогражданки. Таким образом, если её срок действия завершается до следующего приобретения полиса, можно подождать и пройти новый техосмотр непосредственно перед обращением в страховую компанию.

Задуматься о том, как восстановить диагностическую карту, следует, когда до конца её срока действия ещё много времени. Для получения дубликата можно обратиться к любому аккредитованному оператору ТО, даже если он находится в другом регионе. Найти подходящее предприятие получится в Реестре ОТО РСА, где с помощью удобного фильтра вы легко найдёте ближайший пункт техосмотра.

Чтобы получить дубликат диагностической карты, сообщите оператору VIN-код или госномер автомобиля. По предоставленным данным он найдёт ваш документ в электронной базе данных ЕАИСТО и распечатает его. Стоимость восстановления составляет 1/10 часть цены обычного прохождения техосмотра.

Необходимость иметь при себе карту

Возвращаясь к основному вопросу относительно присутствия необходимости иметь при себе документы, подтверждающие присутствие диагностической карты, стоит заявить, что закон не обязывает автомобилистов к такому действию. Периодически возникают ситуации, когда сотрудники ГИБДД пытаются попросить предъявить такой документ. В этом случае автомобилист должен понимать, что отсутствие его не является нарушением ни ПДД, ни каких-либо других нормативных актов.

При выявлении такого нарушения надлежит немедленно привести все документы в соответствии с законодательством, в противном случае привлекать к ответственности собственника авто могут неоднократно.

Итак, несмотря на отсутствие необходимости иметь при себе диагностическую карту, технический осмотр надлежит проходить практически всем автомобилистам. Исключением в данном случае будут являться лишь те, чьи автомобили были выпущены менее трех лет назад при условии отсутствия действий по внесению конструктивных изменений в ТС. Для таких автомобилистов и оформление полиса ОСАГО происходит без предъявления диагностической карты.

Просроченный техосмотр у потерпевшего в ДТП

Техосмотр может быть не пройден и у пострадавшего в ДТП автомобилиста. В статье 14 ФЗ №40 Об ОСАГО отражена лишь возможность предъявления регресса к виновнику случившегося. Для всех иных транспортных средств выплаты должны производиться вне зависимости от присутствия диагностической карты. Она не входит в перечень документов, которые владелец обязан предъявить страховщикам для получения компенсации. Если страховая компания отказывается возмещать ущерб потерпевшему в ДТП без техосмотра, необходимо жаловаться и защищать свои права. Для этого потребуется обратиться в следующие инстанции:

  1. Руководство страховой компании. Решение о предоставлении выплаты после ДТП принимают уполномоченные сотрудники. Однако администрация может изменить принятый вердикт. Жалобу допустимо подавать в устном виде. Однако лучше оформить ее письменно. В большинстве ситуаций обращения достаточно для изменения решения.
  2. Обращение в РСА. Это основная инстанция, осуществляющая контроль над страховыми компаниями. Жалобу необходимо направить в свободной письменной форме.
  3. Визит в Роспотребнадзор. В сложившейся ситуации гражданин считается потребителем услуг. Если права нарушаются, нужно направить обращение в вышеуказанную инстанцию. Составляется заявление. Оно оформляется в свободной форме. Нужно подробно описать сложившуюся ситуацию.
  4. Подача обращения в прокуратуру. Она занимается рассмотрением ситуаций, когда организация отказывается выполнять обязательства.
  5. Обращение в суд. Инициировать разбирательство можно, направив исковое заявление. Его необходимо составить в соответствии с нормами ГПК РФ. Бумага может быть оформлена самостоятельно. Если процесс вызывает затруднения, можно привлечь к разбирательству опытного юриста.
Читайте также:  «Переселение соотечественников в Россию» во Владивостоке в 2023 году

Эксперты не рекомендуют оставлять ситуацию как есть. Нужно отстаивать свои права и доказывать, что присутствие действующей страховки ОСАГО даже при наличии просроченного техосмотра выступает основанием для получения выплат.

Можно ли оформить страховку без диагностической карты

Если владелец автомобиля не прошел ТО, то он все равно может оформить ОСАГО. В страховой компании ему выдадут временный полис, действующий в течение 20 дней. Его стоимость составляет приблизительно 20 % от цены обычной страховки. Такая страховка необходима водителю для транспортировки транспортного средства на СТО для техосмотра или в место, где она будет поставлена на учет. Если для прохождения техосмотра понадобится больше 20 дней, то временный полис придется переоформить.

Владельцам автомобилей, возраст которых не превышает 3 лет (с марта 2021 г. – 4 года), ОСАГО оформят без диагностической карты. Полис будет действовать в течение 1 года. Новые правила прохождения технического осмотра начнут действовать с марта 2021 г. Перенос вступления в силу закона, принятого Госдумой осенью 2019 г., обусловлен сложной ситуацией с пандемией коронавируса. До марта 2021 г. водители смогут оформлять ОСАГО без диагностических карт.

Техосмотр легковых автомобилей в 2020 году включает в себя проверку тех же пунктов, что и в 2019. Мастера проверяют правильность функционирования автомобиля по 65 пунктам, но есть 6 основных направлений:

  1. Функционирование тормозной системы, проверяется нет ли повреждений, дефектов в работе и прочих недостатков.
  2. Проверка функций руля: как работает гидроусилитель, подвеска и люфт.
  3. Наличие и правильное функционирование стеклоочистителей и стеклоомывателей.
  4. Состояние шин: глубина протектора, степень износа, отсутствие трещин, грыж и прочих визуальных недостатков.
  5. Диагностика двигательной системы и выхлопов.
  6. Фары и осветительные устройства.

В России ввели наказание за выдачу диагностической карты без осмотра автомобиля

Новость, которая касается автомобилистов. За фиктивный техосмотр теперь будут наказывать. Уголовная ответственность и штраф до 300 тысяч рублей для неаккредитованных организаций, которые выдадут автовладельцу так называемую диагностическую карту просто так, без осмотра реального. И уже скоро нас ждет масштабная реформа, которая необходима для нашей же безопасности. Согласитесь: состояние многих машин, которые можно встретить на дорогах, мягко говоря, далеко от идеального.

«Симфония», хорошо знакомая нескольким поколениям советских автомобилистов. ВАЗ-2106, 88-го года выпуска, Сергею Романову достался от деда, чтобы классика оставалась нестареющей, регулярно проверяет состояние: «Технически я не подкованный человек. Для меня официальное прохождение техосмотра — гарантия того, что у меня по дороге там не отвалятся колеса, не улечу в кювет».

Редкая сознательность, говорит Александр Байрацкий, у него официальный пункт техосмотра в Калининграде, и такие сейчас под прессом нелегалов: «Вот, пожалуйста, купить техосмотр онлайн, без прохождения, без прохождения».

Онлайн, кажется, удобно, но многие автолюбители и не догадываются, как делается такая диагностическая карта.

– У страховых агентов покупают, которые не имеют своей станции, а имеют пароль. Или же взламывают пункты техосмотра, – говорит Александр Байрацкий, владелец лицензированного пункта техосмотра.

Работа этих нелегальных точек продаж без аккредитации теперь относится к незаконному предпринимательству, 171-я статья уголовного кодекса. Если будет причинен ущерб, например, при ДТП, или получен доход, тот же нелегальный извоз, будет наказан тот, кто выдал липовый техосмотр, штраф до 300 000 рублей, обязательные работы до 480 часов или шесть месяцев ареста. Расследованием таких дел будет заниматься полиция.

Читайте также:  Калькулятор для расчета налога и авансовых платежей по УСН

– У нас парк автомобилей, в среднем, старше десяти лет. И естественно, очень большое количество старых автомобилей на дорогах нашей страны, и, конечно, прохождение технического осмотра – это достаточно важный элемент безопасности дорожного движения, – говорит Сергей Ефремов, заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков.

Есть проблема и серьезнее, диагностические карты массово продают в довесок к полису ОСАГО, уже официалы, безо всякого осмотра. Этой услугой, по разным оценкам, пользуются до 80% автомобилистов. Агенты из интернета сбивают цены, помогают уладить вопрос за 15 минут и вальяжно размышляют о законе и порядке.

Сводбная таблица периодичности проведения?

Просто сведите в нужную ячейку данные из первой строки и первой колонки соответственно – в результате вы получите данные о том, когда и как часто конкретно в вашем случае нужно проходить техосмотр.

Если вы с мобильного устройства, то просто найдите ваш тип транспортного средства и его возраст ниже – справа будет представлена периодичность.

Когда мне нужно проходить техосмотр?
Возраст/тип автомобиля До 4 лет До 5 лет От 4 до 10 лет Старше 5 лет Старше 10 лет
Любые транспортные средства менее 50 см3 или с электродвигателем менее 4 кВт и имеющие максимальную скорость менее 50 км/ч Не требуется Не требуется Не требуется Не требуется Не требуется
Легковые авто (физлиц и юрлиц), не используемые в такси Не требуется С 4 лет каждые 2 года Каждые 2 года Каждые 2 года Каждый год
Легковые авто, работающие в такси Раз в год Раз в год До 5 лет раз в год Раз в полгода Раз в полгода
Мотоциклы Не требуется С 4 лет каждые 2 года Каждые 2 года Каждые 2 года Каждый год
Грузовые авто массой менее 3,5 тонн Не требуется С 4 лет каждые 2 года Каждые 2 года Каждые 2 года Каждый год
Грузовики массой свыше 3,5 тонн Раз в год Раз в год До 5 лет раз в год Раз в полгода Раз в полгода
Грузовики с числом мест более 8, оборудованные для перевозки людей Раз в год Раз в год До 5 лет раз в год Раз в полгода Раз в полгода
Автобусы Раз в год Раз в год До 5 лет раз в год Раз в полгода Раз в полгода
Автомобили со звуковыми и световыми спецсигналами Раз в год Раз в год До 5 лет раз в год Раз в полгода Раз в полгода
Автомобили, оборудованные для обучения вождению Раз в год Раз в год До 5 лет раз в год Раз в полгода Раз в полгода
Машины для перевозки опасных грузов Раз в полгода Раз в полгода Раз в полгода Раз в полгода Раз в полгода
Прицепы для легковых автомобилей, принадлежащих физлицам массой менее 3,5 тонны Не требуется Не требуется Не требуется Не требуется Не требуется
Прицепы или полуприцепы для грузовиков массой свыше 3,5 тонны либо принадлежащие юрлицам Не требуется С 4 лет каждые 2 года Каждые 2 года Каждые 2 года Каждый год

Несение ответственности

Следует знать, что на законодательном уровне установлена ответственность за предоставление диагностических карт владельцам авто, чьи машины не соответствуют нормам безопасности.

Если какой-либо сертифицированный центр будет уличен в выдаче карты при условии, что состояние авто не соответствовало требуемым параметрам и критериям, это грозит кроме всех прочих негативных последствий и отзывом лицензии.

Аналогично с ситуацией, когда владельцы авто обращаются за оформлением полиса при отсутствии диагностической карты не стоит ожидать, что страховщик пойдет на встречу. Поскольку все сведения хранятся в электронном реестре, вычислить такие мошеннические схемы достаточно легко и мало кто из организаций станет рисковать своей репутацией и риском потерять бизнес.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *