- Миграционное право

Свалки в лесу кто должен убирать 2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Свалки в лесу кто должен убирать 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации определены полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.

Кто должен убирать мусор в лесу

— Если соответствующие государственные полномочия органам МСУ в установленном порядке не переданы, обращенное к ним требование проведения организационных мероприятий и несения материально-финансовых затрат по обеспечению очистки расположенных на его территории лесных участков, входящих в состав лесного фонда, от загрязнения отходами производства и потребления не имеет конституционного обоснования, — указал суд.

Поводом к рассмотрению вопроса послужила судебная тяжба между муниципальными властями и прокуратурой в Свердловской области. На территории Карпинского лесничества, входящего в состав Североуральского городского округа, была обнаружена несанкционированная свалка, которую от руководства муниципального образования потребовали убрать. Доводы местной власти о том, что лесные земли не относятся к полномочиям органов МСУ и никак не контролируются ими, а ликвидация таких свалок должна производиться за счет средств федерального бюджета, в расчет приняты не были.

Иными словами, переложить на муниципалитеты обязанность по ликвидации несанкционированных свалок возможно, но для этого необходимо наделить их соответствующими полномочиями и финансовыми инструментами. В настоящее время действия органов МСУ в области лесных отношений согласно статье 84 Лесного кодекса РФ сводятся к принятию мер по предотвращению вредного воздействия, включая захламление, на те лесные участки, которые находятся в муниципальной собственности. Что касается обязанности по «организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов», то это не может означать для органов МСУ всей полноты ответственности и бремени финансовых затрат на осуществление необходимых мероприятий.

— Принимаемые решения во всяком случае должны быть согласованы с конституционными основами разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ и обеспечивать осуществление возложенных на местное самоуправление публичных задач с использованием необходимых источников доходов, — разъяснил КС РФ.

Конституционный суд РФ обязал региональные власти выделять муниципалитетам деньги на уборку бесхозных свалок или заниматься этим в рамках собственных полномочий. Соответствующее постановление опубликовано вчера на официальном сайте ведомства.

Кто обязан убирать свалку на землях лесного фонда? Лесничество или муниципалы

Примечательно, что в 1996 году администрацией муниципального района «Сысольский» было вынесено постановление о выделении указанного земельного участка под свалку сельского поселения «Куниб». Однако размещать отходы на землях лесного фонда действующим законодательством запрещено. Постановление 1996 года в рамках проверки было опротестовано прокурором и отменено.

Как объясняет руководитель группы лесоперерабатывающих компаний в Ленинградской области Runko Group Александр Ошкаев, не первый год занимающийся проблемой вывоза мусора из арендуемых организациями лесных массивов, несмотря на желание ликвидировать нелегальные свалки, законодательного права делать это компании-арендаторы не имеют.

КС принял к рассмотрению жалобу муниципального образования «Нерюнгринский район» (Якутия), которое Нерюнгринский городской суд по инициативе местной прокуратуры в 2014 г. обязал ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в пределах муниципального района.

Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Однако пока этот процесс только начинает выстраиваться, поэтому вопрос о том, успеют ли операторы вовремя устранить свалки с территорий муниципальных образований, в том числе и лесного фонда, – риторический. «Закон принят, но его формулировки носят общий характер, поэтому в любом случае будут появляться подзаконные акты, которые должны будут конкретизировать действия», – говорит Михаил Бойцов.

Чтобы всё получилось, ещё многое предстоит сделать. Необходимо вкладывать силы, время и средства в лесное образование, разрабатывать программы господдержки лесоводства на сельхозземлях. Российское отделение Greenpeace с радостью признаёт: первый шаг к эффективному лесному хозяйству в России сделан.

Но не древесиной единой! Использовать леса на сельхозземлях можно для любых целей, предусмотренных Лесным кодексом, кроме добычи полезных ископаемых и строительства гидротехнических сооружений. Теперь разрешено и сохранить лес для туристов, и создавать лесные питомники, и выращивать лесные плодовые, ягодные и лекарственные растения.

Все эти меры должны привести к существенному уменьшению пожарной опасности таких земель. У собственников больше нет необходимости выжигать зарастающее лесом поле из страха, что их оштрафуют или заберут участок, а стимул сохранять свою собственность теперь появился.

В документе не прописан специальный режим использования лесов, расположенных вблизи поселений и имеющих особое значение для местных жителей. Это может обернуться серьёзными социальными конфликтами, например, если лес вокруг деревни вырубят. Проблему таких лесов предстоит решать уже в ближайшем будущем.

В 2022 году около трети площади всех весенних пожаров России пришлось на неиспользуемые сельхозземли, постепенно зарастающие лесом. Постановление правительства обязало владельцев участков охранять леса на сельхозземлях от пожаров, а если владельцев нет — органы местного самоуправления либо органы государственной власти. Это устранило давний пробел в законодательстве, когда за охрану лесов на сельхозземлях от пожаров фактически никто не отвечал.

С целью борьбы с несанкционированными навалами мусора в лесах Комитетом проводится работа с органами местного самоуправления — организация совместных субботников. Большинство городских округов откликнулись: наибольшее количество субботников проведено совместно с органами местного самоуправления городских округов Егорьевск, Ленинский, Солнечногорск, Истра, Одинцово. Всего проведено 163 совместных субботника, собрано и вывезено 2095 кубических метров мусора.

«До 1 декабря планируется ликвидация не менее 90% навалов, выявленных по обращениям граждан. С подрядчиком составлен ежедневный график работ с учетом в первую очередь обращений граждан, информация ежедневно передается в ЕЦУР для оперативной подготовки ответов. Только за прошедшую неделю из 669 отложенных решений закрыто 62, работа продолжается» — пояснила Казимир.

«Начав работу по ликвидации свалок в подмосковных лесах в 2022 году, лесные инспекторами было выявлено 718 мест несанкционированных свалок общим объемом 45,2 тысячи кубометров. Причем, большинство из них были образованы задолго до передачи полномочий по управлению лесами Московской области от Российской Федерации. Комитетом лесного хозяйства в первую очередь ликвидировались именно эти, доставшиеся «по наследству» свалки», — рассказала председатель Комитета лесного хозяйства Елена Казимир.

Наибольшее количество навалов мусора в лесах по данным государственной информационной системы «Управление» Минэкологии выявлено на территории городских округов Красногорск, Раменский, Истра, Солнечногорск и Егорьевск. Неликвидированных навалов больше всего в городских округа Красногорск и Раменский.

«При проведении анализа выявляется прямая закономерность — чем больше строек на территории муниципального образования, тем больше свалок. Антирекорд — Истра, Солнечногорск, Красногорск, Раменский, масштабное строительство ведется и в соседних городских округах. В городских округах же, где незначительное количество строек, свалок именно строительного мусора в лесу не выявлено, это такие округа как Серебряно-Прудский, Лотошино, Луховицкий, Электросталь», — рассказала Казимир.

Что могут лесники? Лесники могут передавать материалы о выявленных фактах несанкционированных свалок в лесах в территориальные отделы МВД России для установления виновных лиц. Если они установлены, Департаментом принимаются меры по возмещению ущерба, причиненного лесам, и меры по рекультивации загрязненного лесного участка.

Начав свое выступление, Олег Николаевич подчеркнул, что специалисты лесного хозяйства должны профессионально посадить, вырастить, сохранить от вредителей и болезней лес, уметь рационально им распорядиться. Однако лесникам все чаще приходится решать другие задачи. В частности, это уборка стихийных свалок бытовых отходов на территории государственного лесного фонда.

Несмотря на то, что на лесников официально возложена обязанность по организации санитарно-оздоровительных мероприятий в лесу, уборка свалок твердых коммунальных отходов в данные мероприятия не входит и не финансируется. Вопрос остается неурегулированным на законодательном уровне.

Сегодня Департаментом лесного хозяйства области сформирован перечень из 80-ти несанкционированных свалок бытовых отходов в лесах. Кроме этого, на землях лесного фонда работают 24 действующие муниципальные свалки. «Но это лишь малая часть айсберга», — подчеркнул Олег Сандаков.

Когда Вы всё это посчитаете, то увидите, что эта работа абсолютно не организована органами местного самоуправления даже по формальным признакам. И это только бытовые отходы. Допустим, на одну десятую часть отходов они Вам, может, и покажут документы, а куда населению девять десятых отходов девать? Естественно в леса, овраги, балки, вдоль дорог, беседок, в реки и озёра.

. «Соответственно, невыполнение или ненадлежащее выполнение органами местного самоуправления своих полномочий, ставшее причиной загрязнения территории городского округа, может являться основанием для их привлечения к установленной законом ответственности и обязания принять меры, необходимые для очистки территории городского округа от загрязнения отходами, включая несение финансовых затрат».

Свалки На Лесном Фонде Кто Убирает 2022

Власти Нерюнгринского района не согласны с такой трактовкой и просят КС освободить их от обязанности по расчистке бесхозных свалок: предусмотренные законом полномочия в этой сфере подразумевают лишь оказание «регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования», настаивают заявители.

Конституционный суд (КС) повторно проверит положения закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», относящие сбор, вывоз и утилизацию мусора к вопросам местного значения, сообщение об этом опубликовано на сайте суда. КС принял к рассмотрению жалобу муниципального образования «Нерюнгринский район» (Якутия), которое Нерюнгринский городской суд по инициативе местной прокуратуры в 2014 г. обязал ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную в пределах муниципального района. Как следует из текста жалобы, муниципалитет безуспешно доказывал, что свалка расположена на землях лесного фонда, владельцем которого является местное лесничество, и согласно Лесному кодексу именно лесники отвечают за санитарно-оздоровительные мероприятия. Суд возложил на муниципалитет обязанности, за которые тот по закону не несет ответственности, что нарушает конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления, доказывают заявители.

Читайте также:  Изменение порядка взыскания алиментов на твердую денежную сумму

Рослесхоз напоминает об; обязанностях субъектов; РФ в; области ликвидации свалок на; лесных участках

Таким образом, несанкционированное размещение в лесах отходов производства и потребления необходимо устранять в рамках мероприятий по федеральному государственному лесному надзору (лесной охране) путем выявления, пресечения и понуждения к восстановлению нарушенного состояния окружающей среды лиц, виновных в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах. Случаи же, когда лица, виновные в несанкционированном размещении отходов производства и потребления в лесах, не выявлены, надлежит рассматривать как факты неэффективного осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

В соответствии со статьей 83 ЛК РФ полномочия по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) являются полномочиями, переданными для исполнения органам исполнительной власти субъектов РФ. Согласно статье 80.2 Федерального закона N 7-ФЗ организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 78 Федерального закона N 7-ФЗ на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Кроме того, статьей 6 Федерального закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ) определены полномочия субъектов РФ в области обращения с отходами, к которым также относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО; разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами.

О тмечается, что статьей 60.12 Лесного кодекса РФ (далее — ЛК РФ) установлено, что леса подлежат охране от загрязнения и иного негативного воздействия в соответствии с ЛК РФ, Федеральным законом N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон N 7-ФЗ) и другими федеральными законами.

б) уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.

Согласно подпункта 18 пункта 1 статьи 14 и пунктом 4 статьи 14 закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения и муниципальных районов относится вопрос участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.

Власти Нерюнгринского района не согласны с такой трактовкой и просят КС освободить их от обязанности по расчистке бесхозных свалок: предусмотренные законом полномочия в этой сфере подразумевают лишь оказание «регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования», настаивают заявители.

  • заготовка древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений;
  • охотничье хозяйство;
  • ведение с/х;
  • научно-исследовательская и образовательная деятельность в сфере лесного хозяйства;
  • рекреационная деятельность;
  • выращивание лесных плантаций;
  • выращивание саженцев, ягодных, плодовых, декоративных растений;
  • геолого-исследовательские работы;
  • строительство водохранилищ, линейных объектов, переработка древесины;
  • религиозная деятельность.

В настоящее время ЕГРН и Лесной реестр содержат множество пересечений. Согласно первому реестру данная земля относится к участкам, на которых разрешается строительство жилья и перевод их в частную собственность. Тогда как Лесной реестр не допускает подобного использования земли, входящей в его состав.

Ликвидация несанкционированных свалок не может сводиться только к очистке лесных участков от мусора. Она предполагает помимо этого транспортировку коммунальных отходов, их обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение. А это та сфера, которая законодательно, пусть и рамочным образом, закреплена и за муниципальными образованиями. Поэтому проблема не в том, что органы местного самоуправления заставляют заниматься государственным делом без наделения их государственными полномочиями, а в том, что естественная сфера ответственности именно муниципальных образований четко за ними не закреплена нормативно и не подкреплена необходимыми источниками финансирования.

Аналогично директор лесозаготовительной компании ООО «Альфа», арендующей участки в Шалово-Перечицком заказнике (Лужский район), категорически не согласен отвечать за мусор: «Это некомпетентные сотрудники прокуратуры считают, что плохое «санитарное состояние леса» – это мусор. На самом деле этот термин касается только здоровья деревьев. Уборкой и вывозом мусора должна заниматься местная администрация, которая делать ничего не хочет и пытается переложить свои обязанности на лесных арендаторов».

Кто Убирает Свалки В Лесном Фонде

Число несанкционированных свалок растет в геометрической прогрессии – на каждую ликвидированную приходятся три новые. Очевидно, что региональные компании – операторы в сфере оборота мусора пока не в силах остановить этот процесс. Во многом проблема усугубляется недочетами законодательства – например, тем, что для ликвидации свалки мусор необходимо классифицировать по классам опасности. На практике, как считают эксперты, жесткие требования закона заводят ситуацию в тупик, поскольку не учитывают жизненных реалий.

Руководитель гражданско-правового департамента «Юридической конторы Гессена» Екатерина Никулина, комментируя законодательные аспекты организации уборки мусора на территории лесов и лесозаготовок, отмечает, что в случае если земли лесного фонда расположены в зоне населенного пункта, то за уборку отвечает орган местного самоуправления.

Введение лицензий на оборот твердых бытовых отходов (ТБО) ставит компании, самостоятельно пытающиеся убрать стихийно возникающие свалки, вне закона. «Чтобы ликвидировать свалку, нужно признать мусор своим, оформить паспорт отходов. Иначе уборка мусора будет признана нелицензионной деятельностью. Мусор нужно не просто признать своим, но и доказать, что он наш, – констатирует Ошкаев. – Единственный доступный нам инструмент – уборка свалок по решению суда. А это процесс небыстрый».

БУМАЖНАЯ ВОЛОКИТА
Дискуссии о том, кто должен отвечать за уборку мусора в лесах и на территории лесозаготовок – региональный оператор, администрация района или владелец и арендатор территории, – ведутся на разных уровнях. В частности, генеральный директор юридической компании 4R Group Михаил Бойцов ссылается на определения Конституционного суда РФ, который в случае несанкционированного складирования отходов на лесных участках неоднократно возлагал обязанность по их ликвидации на органы местного самоуправления, если такие отходы были расположены на лесных участках в муниципальной собственности. Если же отходы находились на лесных участках лесного фонда, то есть в федеральной собственности, их уборка возлагалась на уполномоченные органы государственной власти.

«Когда объект расположен вне зоны населенного пункта, то отвечать за его уборку должен уполномоченный орган государственной власти, – подчеркивает Никулина. – А если земли лесного фонда переданы для использования по договору аренды, то следить за чистотой лесных участков, вероятнее всего, будет обязан сам арендатор. Многое зависит от условий договора».

С 2023 г. с Федерального агентства лесного хозяйства были сняты полномочия по выявлению и ликвидации свалок на территории земель лесного фонда. Соответствующие поправки были внесены в Лесной кодекс РФ. При этом, как отмечают эксперты Народного фронта, ни на кого другого эти функции не были возложены, так как свалки в лесах вдруг перестали представлять санитарно-эпидемиологическую опасность.
В настоящее время местные власти и Рослесхоз перекладывают друг на друга ответственность за появление свалок в лесах, и никто, кроме общественников, не занимается их ликвидацией. Необходимо, чтобы инспекторы лесной охраны субъектов РФ регулярно подавали сведения об обнаруженных свалках на территориях лесничеств и подгружали туда информацию о взыскании вреда, причиненного отходами, а также направляли в правоохранительные органы материалы по нарушениям, содержащим признаки уголовного преступления. К этому в том числе должно относиться и загрязнение или захламление лесов коммунально-бытовыми, промышленными, строительными и иными отходами. В свою очередь, ликвидацией выявленных свалок должны заниматься муниципальные власти, в границах поселений которых расположены земли лесного фонда, а также региональный оператор, который полностью отвечает на подведомственном ему участке за сферу обращения с отходами. Соответствующие законодательные поправки по совершенствованию Лесного кодекса планируется внести на рассмотрение в Госдуму РФ в течение текущей сессии.
В настоящее время, как показывают данные портала ОНФ «Интерактивная карта свалок», количество свалок в лесах катастрофически растет. В ходе прошедшей всероссийской акции ОНФ «Генеральная уборка страны» было ликвидировано около тысячи свалок и собрано более семи тысяч отходов. Значительная часть из них – это свалки на территории земель лесного фонда. И там не просто туристы выкинули пластиковую бутылку, а мусоровозы целенаправленно сваливали коммунальные и строительные отходы. Ситуация осложняется тем, что активные граждане нечасто отслеживают ситуацию в лесах, в связи с чем абсолютное большинство таких свалок остаются не выявленными. Общее количество свалок в лесах по всей стране может составлять десятки тысяч.
Сейчас за организацию свалок на территории городов нарушители несут мизерные наказания в несколько тысяч рублей, и никто не может контролировать путь мусоровозов, так как они не оборудованы системами ГЛОНАСС и не запущены электронные модели территориальных схем по обращению с отходами, где можно было бы эти потоки отсмотреть.
«Поддерживаем данную инициативу. Эта проблема напрямую касается томских лесов. То, что происходит в кедровых лесах и сосновых борах в районе поселков Тимирязево, Дзержинское, Кайдаловка и других, то, что там творится, — это экологическая катастрофа. Самосвалы, которые собирают мусор у владельцев дач и коттеджей, вывозят его не на полигон, а захоранивают прямо в местном лесу. Живописный лесной массив погряз в свалках! Активисты ОНФ уже два раза проводили в Тимирязево субботники. Но для того, чтобы очистить лесополосу от куч бытового мусора, необходимо здесь регулярно проводить акции областного масштаба, и привлекать на них не десятки, а сотни людей, а также спецтехнику для уборки и вывоза отходов. Кроме того, нужно вводить жесткие штрафы для тех, кто целенаправленно и в больших масштабах загрязняет лесные массивы», — подчеркнула активист ОНФ, председатель общественной экологической дружины д. Петрово Томского района Екатерина Радионова.

— Для исключения случаев строительства домов, не соответствующих установленным требованиям к объектам ИЖС, законом предусматривается, что индивидуальный жилой дом или садовый дом должны соответствовать параметрам объекта ИЖС, определенным Градостроительным кодексом, — подчеркнул Павел Крашенинников.

Читайте также:  Сроки сдачи отчетности на УСН, ОСНО, патенте на 2023 год

«Если отходы образовались в результате хозяйственной деятельности владельца лесного участка, обязанность по их ликвидации возлагается на владельца лесного участка, – подчеркивает Михаил Бойцов. – Арендатор не только вправе, но и обязан убирать образующиеся свалки.

Действующее природоохранное законодательство не содержит запрета на вывоз любых отходов владельцем лесного участка – в том числе отходов, образовавшихся в результате заготовки лесных ресурсов. Более того, покрытие расходов на восстановление окружающей среды после заготовки лесных ресурсов предполагается в первую очередь за счёт лица, осуществляющего на лесном участке хозяйственную деятельность.

Весной 2023 года стало известно о заключении договора между правительством Москвы и Архангельской области. Согласно договору на границе республики Коми и Архангельской области, а именно на станции Шиес будет построен мусорный полигон твердых бытовых отходов на 500 тысяч тонн мусора ежегодно. Подготовка к стройке началась почти сразу, никого не смутило отсутствие у застройщика ООО «Технопарк» необходимых документов и экологических экспертиз. Местные жители взбунтовались.

Свалки на лесном фонде кто убирает 2021

Оборот ТБО регулируется рядом правовых актов, в числе которых Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89 с внесенными в июле 2108 года изменениями; постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2000 года № 461 «О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»; постановление Правительства Российской Федерации от 26 октября 2000 года № 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов»; постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2002 года № 340 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами» и другие.

Руководитель гражданско-правового департамента Юридической конторы Гессена Екатерина Никулина, комментируя законодательные аспекты организации уборки мусора на территории лесов и лесозаготовок, отмечает, что в случае, если земли лесного фонда расположены в зоне населенного пункта, то за уборку отвечает орган местного самоуправления.

«Когда объект расположен вне зоны населенного пункта, то отвечать за его уборку должен уполномоченный орган государственной власти, – подчеркивает Никулина. – А если земли лесного фонда переданы для использования по договору аренды, то следить за чистотой лесных участков, вероятнее всего, будет обязан сам арендатор. Многое зависит от условий договора».

Кроме этого, отмечает юрист, необходимо разграничить категории «мусора», подлежащего вывозу. Так, следует по-разному оценивать ТБО и отходы древесины.

«Если на свалке находятся в основном ТБО, то владелец или арендатор территории в праве убрать такой мусор, но с привлечением специализированной организации, которая обладает лицензией на право осуществления деятельности по сбору и утилизации бытовых отходов.

Если лесозаготовитель по договору с собственником земель лесного фонда имеет право на получение в собственность отходов древесины, то и убирать такой мусор он в праве самостоятельно. Если же такое право отсутствует, то отходы древесины принадлежат собственнику лесного фонда.

Договором аренды или иным договором может быть также предусмотрена обязанность лесозаготовителя передавать отходы древесины, так называемые порубочные остатки, в пункты сбора и переработки древесины», – разъясняет Екатерина Никулина.

Дискуссии о том, кто должен отвечать за уборку мусора в лесах и на территории лесозаготовок – региональный оператор, администрация района или владелец и арендатор территории, – ведутся на разных уровнях.

В частности, Управляющий партнер 4R Group Михаил Бойцов ссылается на определения Конституционного Суда РФ, который в случае несанкционированного складирования отходов на лесных участках, неоднократно возлагал обязанность по их ликвидации на органы местного самоуправления, если такие отходы были расположены на лесных участках в муниципальной собственности.

Если же отходы находились в лесных участках лесного фонда, то есть в федеральной собственности, их уборка возлагалась на уполномоченные органы государственной власти.

«Если отходы образовались в результате хозяйственной деятельности владельца лесного участка, обязанность по их ликвидации возлагается на владельца лесного участка, – подчеркивает Михаил Бойцов. – Арендатор не только вправе, но и обязан убирать образующиеся свалки.

Действующее природоохранное законодательство не содержит запрета на вывоз любых отходов владельцем лесного участка – в том числе отходов, образовавшихся в результате заготовки лесных ресурсов. Более того, покрытие расходов на восстановление окружающей среды после заготовки лесных ресурсов предполагается в первую очередь за счёт лица, осуществляющего на лесном участке хозяйственную деятельность.

Данное регулирование является воплощением общего принципа законодательства об охране окружающей среды – загрязнитель платит».

Как поясняет Бойцов, трактовать ситуацию подобным образом позволяют приказ Минприроды России от 05.12.2014 N 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I -IV классов опасности к конкретному классу опасности» и статья 1 Закона об отходах.

Еще одной проблемой, как отмечают юристы, является то, что с внесением изменений в закон о местном самоуправлении требование о сборе и утилизации отходов для местных властей перестало быть обязательным.

Муниципалы обязаны лишь содействовать этому процессу, а сама обязанность возложена на региональных операторов, которые избираются на конкурсной основе. Операторы получают лицензию, а затем единолично занимаются ликвидацией незаконных свалок.

В свою очередь, операторы, которым переданы все права по сбору, утилизации и транспортировке отходов, должны заключать договоры с муниципалитетами и с властями субъектов.

Однако пока этот процесс только начинает выстраиваться, поэтому вопрос о том, успеют ли операторы вовремя устранить свалки с территорий муниципальных образований, в том числе и лесного фонда, – риторический. «Закон принят, но его формулировки носят общий характер, поэтому в любом случае будут появляться подзаконные акты, которые должны будут конкретизировать действия», – говорит Михаил Бойцов.

А пока нет конкретики, даже юристы не могут ответить, должны ли операторы убирать территорию лесного фонда – как часть муниципального образования.

С одной стороны, лесопереработчики, которым важно, чтобы их территории были очищены от отходов, готовы всячески этому способствовать. С другой стороны, когда уборка лесного фонд�� становится проблемой лишь для арендатора, это никак не мотивирует власти к организации эффективного процесса сбора мусора на территории населенных пунктов.

«Никто не будет заниматься сбором мусора в поселках, если очистку прилегающих лесов возложат только на арендаторов, – считает Александр Ошкаев. – Региональный оператор финансируется за счет бюджета. Если сбор мусора в лесу включат в его обязанности, так как лес находится на муниципальной территории, то и оператору будет уже небезразлична его судьба».

Свалки На Лесном Фонде Кто Убирает 2021

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, используя земельные участки, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Основное регулирование системы работы с мусором осуществляется Законом «Об отходах производства и потребления» (№89-ФЗ от 24.06.1998). В него было внесено 3 существенных изменения: в 2021 году (№503-ФЗ от 31.12.2021) и дважды – в 2021 году (№272-ФЗ от 29.07.2021 и №483-ФЗ от 25.12.2021). Новые положения содержат:

Изменение и расторжение договора безвозмездного пользования лесным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ.

В частности, определено, что право безвозмездного пользования лесным участком возникает и прекращается по основаниям и в порядке, который предусмотрен гражданским законодательством, ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ или другими федеральными законами. Уточняются права установления публичного сервитута в отношении таких земельных участков. Нормами статьи 24 ЛК РФ в новой редакции определено, что использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.

Еще одна новая статья 74.3 ЛК РФ регулирует порядок заключения типового договора безвозмездного пользования лесным участком, предусматривающего осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Определено, что такой договор должен утверждать уполномоченный федеральный орган исполнительной власти для каждого вида использования лесов.

Как следует из текста жалобы, муниципалитет безуспешно доказывал, что свалка расположена на землях лесного фонда, владельцем которого является местное лесничество, и согласно Лесному кодексу именно лесники отвечают за санитарно-оздоровительные мероприятия. Суд возложил на муниципалитет обязанности, за которые тот по закону не несет ответственности, что нарушает конституционный принцип самостоятельности местного самоуправления, доказывают заявители. В октябре г. КС принял решение по сходной жалобе. Тогда, изучив доводы администрации Североуральска, суд пришел к выводу, что власти городских округов не обязаны ликвидировать за счет средств местных бюджетов несанкционированные свалки бытовых отходов на землях лесного фонда на территории этих округов.

Как поясняет Бойцов, трактовать ситуацию подобным образом позволяют приказ Минприроды России от 05.12.2021 N 541 «Об утверждении Порядка отнесения отходов I -IV классов опасности к конкретному классу опасности» и статья 1 Закона об отходах.

Руководитель гражданско-правового департамента Юридической конторы Гессена Екатерина Никулина, комментируя законодательные аспекты организации уборки мусора на территории лесов и лесозаготовок, отмечает, что в случае, если земли лесного фонда расположены в зоне населенного пункта, то за уборку отвечает орган местного самоуправления.

Они ссылаются на то, что свалка находится на земельном участке, поставленном на кадастровый учет, который относится к землям лесного фонда. Но все это находится в границах одного сельского поселения. Думаю администрация лжет намеренно.

Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 года N 414, также предусматривают обеспечение проведения соответствующих санитарно-оздоровительных мероприятий органами местного самоуправления лишь в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся в собственности муниципальных образований, а в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, — уполномоченными федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в частности в отношении земель лесного фонда, осуществление полномочий по защите которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 3).

Властям Хабаровского края придётся убрать мусорные свалки в лесах

Сотрудники прокуратуры обнаружили многочисленные свалки твёрдых коммунальных отходов на территориях, не предназначенных для этого, в ходе надзора за соблюдением природоохранного законодательства. Всего по результатам проверок правоохранители выявили четыре факта складирования мусора в Синдинском, Троицком и Иннокентьевском участковых лесничествах в Нанайском районе.

Как сообщает пресс-служба прокуратуры Хабаровского края, захламление стало возможным из-за того, что управлением лесами правительства региона «ненадлежащим образом исполняет полномочия по охране и защите лесов от загрязнений и иного негативного воздействия». Чтобы навести порядок на этих территориях, прокурор района обратился в суд с иском, чтобы обязать ведомство убрать свалки твёрдых коммунальных отходов. Требования удовлетворили, и управление лесами попыталось оспорить его, но решение осталось без изменения и уже вступило в законную силу.

Читайте также:  Образец приказа на материальную помощь

Обнаружили свалку мусора в лесу – что делать

Публикация «Молодцы из желтой Subaru» вызвала отклик среди тагильчан – любителей активного отдыха на природе. Возможно, они по — хорошему позавидовали своим екатеринбургским коллегам, которые не поленились обременить удовольствие от посещения Шиловско-Анатольских карьеров десятком пакетов с мусором, который собрали в лесу, вывезли и выгрузили на мусорной площадке в ближайшем населенном пункте. Звонившие в редакцию тагильчане спрашивали, что будет со свалками мусора в окрестностях любимых водоемов?

Прокурор Нижнетагильской межрайонной природоохранной прокуратуры Денис Исаков сказал, что для решения проблемы прежде всего надо получить информацию с координатами обнаруженных свалок. Тогда можно будет установить ответственных хозяев или лесной фонд, или территориальную администрацию.

Найти и ликвидировать: как Сергиев Посад избавляется от свалок

Одним из самых проблемных в плане «несанкционок» считается северо-восток региона, то есть Сергиево-Посадский район. По словам директора Сергиево-Посадского филиала ГКУ «Мособллес» Натальи Галкиной, свалок на территории муниципалитета образовалось очень много. По большей части это строительные и бытовые отходы:

Средства на ликвидацию свалок выделило Правительство Московской области. Все навалы должны быть расчищены до конца августа – такой срок обозначила руководитель штаба по ликвидации свалок на территории Подмосковья Татьяна Витушева. Работа идет по отработанной схеме: выявление, ликвидация, профилактика.

«Свалки мы убирали и раньше, теперь у нас появилась возможность расчистить более крупные навалы – площадь некоторых достигает 80 кубометров и более. В данный момент мы убираем в тех местах, откуда поступило больше заявок. Жалобы к нам приходят как напрямую, так и через «Добродел». В данный момент расчищено 10 свалок, 7 из которых находились неподалеку от НИИРП, Хомякова, Рогачева. На очереди еще 20 навалов, которые нам еще только предстоит убрать, самый крупный находится в районе Ваулино, на Загорском озере. В перспективе там будет поставлен мусорный контейнер», — сообщила Наталья Галкина.

Экологи Ленобласти продолжают успешно бороться с нелегальными свалками на территории 47 региона. В планах на 2022 год ликвидировать 99 сборищ мусора общей территорией более 85 тысяч кубометров. Средства для этого выделит региональный бюджет в рамках госпрограммы.

Свалки в лесах ЯНАО обходятся бюджету в десятки миллионов рублей

«Прошу провести проверку и посодействовать в решении экологической проблемы в поселке Ханымей (Пуровский район)», — говорится в обращении ямальского активиста Алексея Шевцова к начальнику депприроды ЯНАО Владимиру Галузе, главе районной администрации Андрею Нестеруку и представителям окружной прокуратуры. Активист попросил представителей власти и надзорных органов «незамедлительно среагировать и убрать этот мусор».

Практически одновременно с обращением активиста на сайте госзакупок 10 июня администрации района опубликовала несколько объявлений, из которых следует, что на ликвидацию несанкционированных свалок выделены десятки миллионов рублей. Так, на территории муниципального образования Тарко-Сале на расчистку от мусора выделяются более 46 млн рублей, в Пурпе — более 5 млн рублей, в Пуровском — почти 6 млн рублей, порядка 1 млн — в Уренгое и «на межселенных территориях» — 68 тысяч.

По информации администрации Пуровского района, в этом году будет ликвидировано 37 несанкционированных свалок общим объемом 25 тысяч кубометров мусора. Речь идет о 25 «точках» на территории райцентра в Тарко-Сале, трех свалках в Пуровском, двух в Пурпе, трех в Уренгое и четырех — «на межселенной территории».

На ликвидацию несанкционированных свалок в лесах Пуровского района ЯНАО власти выделяют десятки миллионов рублей, однако активисты продолжают жаловаться на экологическую обстановку. 10 июня они направили обращения в департамент природно-ресурсного регулирования, в прокуратуру и районную администрацию.

В администрации на запрос агентства ранее пояснили, что более 70% территории Пуровского района — это «земли лесного фонда, полномочия по которым находятся только у субъекта». В окружном департаменте природы ранее сообщили, что инспектора лесного надзора патрулируют леса, выявляют свалки, оформляют материалы и направляют их для установления виновных в правоохранительные органы, а также призвали ямальцев обращаться по фактам нарушений в дежурную службу лесхоза.

В соответствии со ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации участниками лесных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, граждане и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что свалка твердых бытовых отходов находится на территории Бохтовского сельского поселения Лесного района Тверской области на землях лесного фонда в 300 метрах юго-восточнее д. Свищево, в 50 метрах южнее автодороги Лесное-Борисовское, вдоль лесной дороги на реку Сорогожа, на территории Свищевского участкового лесничества Лесного отдела Лесного хозяйства Удомельского лесничества Тверской области, квартал 26 выдел 1 и право собственности на который принадлежит Российской Федерации.

Но лесничим надо более активно вести себя в этом вопросе. И если вокруг населенного пункта местными жителями захламляется лесной фонд, то должны быть и протоколы на конкретных лиц о нарушении правил санитарной безопасности в лесах и обращение в сельсовет о принятии мер по организации сбора и вывоза отходов.
И добиваться от сельсовета не формального решения вопроса, а отсутствия отходов в прилегающих к населённому пункту лесных участках.

13 октября 2022 года Конституционный суд РФ, рассмотрев жалобу администрации муниципального образования «Североуральский городской округ», пришел к выводу, что администрации городских округов не обязаны ликвидировать за счет средств местных бюджетов несанкционированные свалки бытовых и промышленных отходов на землях лесного фонда, расположенных на территориях этих округов. Постановление Конституционного суда является окончательным и обжалованию не подлежит.

Экспортоориентированность — зло

В этом нет ничего удивительного: принятые «недружественными» странами ограничения против российского бизнеса стали для ЛПК настоящим «массированным ударом», о чём в рамках Петербургского лесопромышленного форума — 2022 рассказал Андрей Заутер, управляющий партнёр и совладелец Zetta Consulting.

«У нас был пятый санкционный пакет, который, по сути, запретил импорт всех технологий и оборудования и экспорт всей продукции кода 44 ТН ВЭД. А сейчас у нас появился восьмой пакет. Если до этого все подотрасли ЛПК испытывали проблемы, и только целлюлозники чувствовали себя более-менее хорошо, то в восьмом пакете санкции коснулись целлюлозников и производителей упаковки. По сути дела, мы наблюдаем очень массированный удар», — пояснил эксперт.

Свою роль сыграло и то, что отечественный леспром, полагаясь на добросовестность зарубежных партнёров и, конечно же, взаимовыгодное сотрудничество, по большей части свою продукцию отправлял на экспорт. Андрей Заутер также подчеркнул в своём докладе этот аспект, отметив, что российский ЛПК всегда был экспортно ориентированной отраслью. Да, это приносило прибыль и позволяло бизнесу активно развивать свои предприятия.

Уход иностранных собственников также является для градообразующих предприятий большой проблемой. Если компании не найдут покупателей для своих предприятий, отмечено в исследовании ЦСР, то на рынках труда моногородов высвободится до 1 390 человек, что может привести к социальной напряжённости.

Так, среди компаний лесопромышленного комплекса приостановили деятельность в России IKEA industry, UPM-Kymmene Corporation и International Paper: они начали продажу своих активов. При этом Pulp Mill Holding GmbH, по данным на июнь 2022 года, не собирается продавать свой российский актив — «Архангельский ЦБК» в г. Новодвинске в Архангельской области.

К слову, продать российские активы оказалось не так уж просто. Например, в декабре РБК сообщил о том, что не состоялась продажа основного актива австрийской компании Mondi в России — Сыктывкарского ЛПК. Предполагалось, что инвесткомпания Augment Investments Limited заплатит за производителя бумаги «Снегурочка» 95 млрд рублей. Однако власти РФ не согласовывают сделки с активами иностранных инвесторов, уходящих из России, стоимость которых превышает три годовых показателя EBITDA.

«Если хотят уходить, пусть испытывают определенные издержки на выходе из этого актива», — отмечал ещё в июле 2022 года глава Минфина Антон Силуанов.

Кто должен убирать мусор в лесу 2021

Многие ставропольские города и деревни окружает зеленое ожерелье лесов. Здесь можно найти прохладу, тень и, к сожалению, зловонные кучи мусора.

Многие люди воспринимают леса как место, куда можно запросто выбросить мешок с мусором.

Подобной политики придерживаются и некоторые предприятия, которым дешевле вывалить отходы производства в близлежащий лесок, чем платить за его вывоз и утилизацию.

— Очень часто к нам обращаются обычные граждане и юридические лица, которые просто возмущены подобным положением вещей, — рассказали в краевом министерстве природы.

— И все задают один и тот же вопрос: «Кто должен наводить порядок в лесу?».

В этой связи Федеральное агентство лесного хозяйства РФ разъясняет, что очистка земель лесного фонда от несанкционированных свалок не входит в перечень мероприятий, финансируемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Для решения проблемы местные власти уже отвели земельный участок для размещения полигона твёрдых бытовых отходов в 3 км от Киреевска. Сейчас идёт оформление документов. Кроме того, на выезде из поселка администрация Кожевниковского района установила контейнеры, мусор из которых будет вывозить местный коммунхоз.

Государственные лесные инспекторы регионального департамента лесного хозяйства неоднократно пытались решить проблему профилактическими методами: устраивали дежурства, записывали на видео нарушителей, составляли протоколы, предупреждали, но свалка продолжала расти.

Активисты направили обращение в Природнадзор Югры, после чего был организован совместный выезд на место. По итогам осмотра свалки ведомство направило материалы обследования в ОМВД по Сургутскому району для проведения оперативно-розыскных мероприятий и установления лиц, причастных к складированию отходов.

Рекомендуем прочесть: До Скольки Продают Алкоголь В Магните Воронежа 2021

Крупную несанкционированную свалку выявили в ходе общественного мониторинга зимой 2021 года. Масштабы складирования отходов стали понятны только с приходом весны. Свалка представляет собой десятки отработанных автошин, навалы строительного мусора и твердых коммунальных отходов, присутствует неприятный запах. Возле свалки были обнаружены недавние следы шин.

Согласно ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Представитель территориального отдела Управления Росреестра по Тверской области Бажанов Е.А. в судебное заседание не прибыл, о времени и месте извещен надлежащим образом, представил заявления с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, возражений против исковых требований прокурора не имеет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *