- Финансовое право

Государственные некоммерческие организации: формы и их различия в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственные некоммерческие организации: формы и их различия в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Общие правила бухгалтерского учета для организаций государственного сектора и частных компаний не имеют весомых отличий. В учёте для частных предприятий и бюджетной бухгалтерии муниципального предприятий необходимо отражать все операции. Главным отличительным параметром в бюджетном учете является использование другого плана счетов, в котором операции отражаются несколько иначе.

Налоги, уплачиваемы казенными, бюджетными и автономными учреждениями

Виды налогов и сборов Учреждения
Казенное Бюджетное Автономное

НДС (гл. 21 НК РФ)

Уплачивают только со средств от приносящей доход деятельности, выполняют обязанности налогового агента [п. 3, ст. 161] и уплачивают налог при ввозе товаров на территорию Российской Федерации [п. п. 5п. 1, ст. 151]

Имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика (со ст. 145 НК РФ)

Акцизы (гл. 22 НК РФ)

Учреждения, осуществляющие производство спиртосодержащих лекарственных средств, отвечающих установленным в п. п. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ условиям освобождения их от обложения акцизом, не являются плательщиками акцизов по этой продукции. Кроме того, отдельные операции по реализации освобождаются от налогообложения (п. п. 6 п. 1 ст. 183 НК РФ)

Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ)

Признается налоговым агентом

Налог на прибыль (гл. 25 НК РФ)

Не учитывает доходы от приносящей доход деятельности, не уплачивает налог с бюджетных и целевых средств

Уплачивает только со средств от приносящей доход деятельности, не уплачивает налог с субсидий и целевых средств

Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ)

Являются плательщиками при наличии объектов обложения в соответствии со ст. 333.2 НК РФ

Водный налог (гл. 25.2 НК РФ)

Признаются плательщиками учреждения, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование, признаваемое объектом налогообложения (ст. 333.9 НК РФ)

Налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 НК РФ)

Уплачивают налог при добыче полезных ископаемых по отдельным видам, приведенным в п. 2 ст. 337 НК РФ

Транспортный налог (гл. 28 НК РФ)

Уплачивает в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования [ст. 356 НК РФ]

Налог на имущество (гл. 30 НК РФ)

Признается плательщиком, если не предусмотрены налоговые льготы законами субъектов Российской Федерации [п. 2, ст. 372 НК РФ]

Земельный налог (гл. 31 НК РФ)

Уплачивает с земельных участков, принадлежащих на праве постоянного (бессрочного) пользования [п. 1 ст. 388 НК РФ], если налог установлен в соответствии с Кодексом нормативно правовыми актами представительных органов муниципальных образований [ п. 1 ст. 387 НК РФ]. При установлении налога нормативно-правовые органы муниципальных образований могут предусматривать налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков

Государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ)

Не уплачивает [п. п. 1 п. 1 ст. 333.35]

Уплачивает, за исключением отдельных льгот, предусмотренных ст. 333.35 НК РФ

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Прямого указания на запрет применения НК РФ не содержит, применяется добровольно

Упрощенная система налогообложения

Не вправе применять [5, подп. 17 п. 3 ст. 346.12]

Ограничений по применению нет, кроме общих условий по ограничениям [5, ст. 346.12]

Какие мероприятия необходимо провести при изменении БУ на КУ?

Согласно п. 2 ст. 17.1 Федерального закона № 7-ФЗ порядок принятия решения об изменении типа бюджетного учреждения установлен:

для федеральных учреждений – в Постановлении Правительства РФ от 26.07.2010 № 539;

для учреждений субъектов РФ – в постановлениях высших исполнительных органов госвласти субъекта РФ;

для муниципальных учреждений – в нормативно-правовых актах органов местного самоуправления.

Распоряжение об изменение типа учреждения готовит соответствующий орган власти – учредитель. В нем указываются:

наименования существующего и создаваемого учреждений с указанием их типов;

информация об изменении (сохранении) основных целей деятельности учреждения;

информация об изменении (сохранении) штатной численности;

перечень мероприятий при изменение типа учреждения с указанием сроков их проведения.

Государственное бюджетное учреждение казенного типа — это организация, работа которой направлена на исполнение функций государства, а также совершение действий, основная цель которых — обеспечение функций, предусмотренных законодательством страны для реализации прав ее граждан, а также соблюдения правопорядка. Более того, их основная функция — способствование реализации полномочий исполнительной власти, а также органов самоуправления на местах.

Финансирование деятельности казенных учреждений производится за счет средств обособленного бюджета. Что касается ответственности организаций рассматриваемого типа, то они несут ее за исполнение своего бюджета. В том случае, если обнаруживается недостаточность заявленного ранее объема средств, то ответственность приобретает субсидиарный характер и полностью возлагается на собственника имущества.

Если данное обстоятельство предусмотрено учредительными документами организации, то она имеет право на осуществление деятельности, приносящей материальный доход. Все средства, полученные в рамках ведения доходной деятельности, поступают в специализированный фонд, из которого впоследствии производится дальнейшее финансирование деятельности организации. Для приема средств организация должна открыть единый расчетный счет, что производится через Федеральное казначейство.

Что касается процедуры заключения договоров и контрактов, то казенные учреждения в них отмечаются как публично-правовые образования. Если данные структуры имеют необходимость размещения заказа, то процедура совершается в порядке, установленном законом для муниципальных бюджетных учреждений.

Сравнительная таблица

Наиболее значимые отличия рассматриваемых форм собственности представлены в таблице:

Критерий Автономные организации Бюджетные организации
Закон о государственных закупках Разрешается работать по 223-ФЗ. Требуется работать по 44-ФЗ.
Получение займов и кредитов Разрешается получать заемные средства. Имеют законодательные ограничения на получение кредитов.
Распоряжение имуществом Способны самостоятельно распоряжаться недвижимостью, купленной за собственные средства. Требуется получать согласие на пользование недвижимым имуществом, вне зависимости от источника средств для его приобретения.
Расчетный счет Разрешается открывать счета в кредитных компаниях. Требуется обращаться по таким вопросам в казначейство.
Налогообложение Разрешается пользоваться упрощенной системой. Нельзя применять упрощенную систему.
Читайте также:  Исковое заявление о выселении бывшего супруга

Таблица сравнительной характеристики разных типов учреждений в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ

 Критерии 
сравнения
Бюджетное учреждение
(с расширенным
объемом прав)
 Автономное 
учреждение
 Казенное 
учреждение
Субсидиарная 
ответственность
государства
Предлагается 
отменить
Нет 
Есть 
Ответственность
учреждения
по своим
обязательствам
Всем имуществом, 
кроме:
а) особо ценного
движимого имущества,
закрепленного
собственником;
б) любого
недвижимого
имущества
Всем имуществом, 
кроме:
а) особо ценного
движимого
имущества,
закрепленного
собственником;
б) недвижимого
имущества,
закрепленного
собственником
В пределах 
доведенных ЛБО
Распоряжение 
имуществом
Всем имуществом, 
кроме:
а) особо ценного
движимого имущества,
закрепленного
собственником;
6) любого
недвижимого
имущества
Всем имуществом, 
кроме:
а) особо ценного
движимого
имущества,
закрепленного
собственником;
б) недвижимого
имущества,
закрепленного
собственником
Не вправе 
распоряжаться
любым имуществом
Право на 
совершение
крупных сделок
С предварительного 
согласия учредителя
С предварительного
согласия
наблюдательного
совета
Отсутствует 
Особо ценное 
движимое
имущество
Виды могут 
определять
профильные
министерства.
Перечни определяет
орган, выполняющий
функции учредителя
Виды могут 
определять
профильные
министерства.
Перечни определяет
орган, выполняющий
функции учредителя
Не выделяется 
Органы 
управления
Руководитель 
(директор, ректор,
главный врач
и т.д.), также могут
быть совещательные
органы и органы
самоуправления
Наблюдательный 
совет,
руководитель,
иные органы
(ученый совет,
художественный
совет и т.д.)
Руководитель, 
также могут быть
совещательные
органы и органы
самоуправления
Создание 
учреждения
Новые федеральные БУ
создаются по решению
Правительства РФ.
В подзаконном акте
предлагается
установить
возможность создания
БУ путем изменения
типа автономных или
казенных учреждений,
передав данные
полномочия от
Правительства РФ
профильным
министерствам
Новые федеральные 
АУ создаются по
решению
Правительства РФ.
В подзаконном
акте предлагается
упростить создание
АУ путем изменения
типа БУ, передав
данные полномочия
от Правительства
РФ профильным
министерствам
Новые 
федеральные КУ
создаются по
решению
Правительства РФ.
Массовый перевод
части БУ в КУ
в силу Закона
с 1 января
2011 г.
Реорганизация 
и ликвидация
(банкротство
запрещено)
Предлагается 
упростить процедуру,
передав полномочия
по федеральным БУ от
Правительства РФ
профильным
министерствам
По решению 
учредителя в
случаях и порядке,
установленных
Гражданским
кодексом РФ
В отношении 
федеральных
КУ - по решению
профильного
министерства
Порядок 
использования
имущества
Вправе с согласия 
собственника
передавать
некоммерческим
организациям в
качестве их
учредителя или
участника денежные
средства (если иное
не установлено
условиями их
предоставления) и
иное имущество, за
исключением особо
ценного движимого
имущества,
закрепленного за ним
собственником или
приобретенного за
счет средств,
выделенных ему
собственником на
приобретение такого
имущества, а также
недвижимого
имущества
Вправе вносить 
имущество
(закрепленное
недвижимое
имущество или
приобретенное за
счет средств,
выделенных
учредителем на
приобретение
этого имущества,
а также особо
ценное движимое
имущество) в
уставный
(складочный)
капитал других
юридических лиц
или иным образом
передавать это
имущество другим
юридическим лицам
в качестве их
учредителя или
участника только
с согласия своего
учредителя
Не вправе 
выступать
учредителем
(участником)
юридических лиц
Финансовое 
обеспечение
В виде субсидий в 
соответствии с
заданием учредителя,
бюджетных инвестиций
и субсидий на иные
цели
В виде субсидий 
в соответствии с
заданием
учредителя,
бюджетные
инвестиции
На основе 
бюджетной сметы
Порядок 
использования
средств от
приносящей
доход
деятельности
Вправе осуществлять 
приносящую доходы
деятельность в
соответствии со
своими
учредительными
документами.
Самостоятельно
распоряжаются
доходами
Вправе 
осуществлять
приносящую доходы
деятельность в
соответствии со
своими
учредительными
документами.
Самостоятельно
распоряжаются
доходами
Может 
осуществлять
приносящую доходы
деятельность
в соответствии
со своими
учредительными
документами.
Доходы
зачисляются в
бюджет,
используются в
установленном
законодательством
порядке
Документы о 
планах
деятельности,
государственное
(муниципальное)
задание
План ФХД 
(финансово-
хозяйственной
деятельности),
государственное
(муниципальное)
задание
План ФХД 
(финансово-
хозяйственной
деятельности),
государственное
(муниципальное)
задание
Смета, для 
отдельных
учреждений -
государственное
(муниципальное)
задание
Открытие 
счетов
В органах 
Казначейства
(финансовых
органах), за
исключением случаев,
установленных НПА
Вправе открывать 
счета в банках и
в соответствии с
соглашением в
Казначействе
(финансовом
органе)
В органах 
Казначейства
(финансовых
органах), за
исключением
случаев,
установленных НПА
Распространение
действия
Закона N 94-ФЗ
Распространяется 
в полном объеме
Не 
распространяется
Распространяется 
в полном объеме
Заключение 
контрактов и
иных
гражданско-
правовых
договоров
Заключает от своего 
имени (за
исключением случаев,
установленных НПА,
когда БУ
приравнивается к
получателю бюджетных
средств и заключает
госконтракты)
Заключает от 
своего имени
Заключает от 
имени публично-
правового
образования
Привлечение 
заемных средств
Могут 
(с ограничением на
крупные сделки)
Могут 
Не могут 
Учет 
Государственный 
бухгалтерский учет
Государственный 
бухгалтерский
учет
Государственный 
бухгалтерский
учет
Порядок ведения
учета
(планируется)
Единый стандарт 
Единый стандарт 
Единый стандарт 
Финансовый 
контроль и
контроль
учредителя
В основном - 
последующий
(контроль выполнения
госзадания).
Предварительный
(санкционирование по
целевым субсидиям и
бюджетным
инвестициям)
Последующий 
(контроль
выполнения
госзадания)
Предварительный 
по всем расходам
(проверка
Казначейством
наличия денежного
обязательства),
текущий и
последующий
контроль
Отчетность 
Бухгалтерская 
отчетность,
статистическая
отчетность, отчет о
результатах
деятельности и
использования
имущества
Бухгалтерская 
отчетность,
статистическая
отчетность,
отчет о
результатах
деятельности и
использования
имущества
Бюджетная 
отчетность,
статистическая
отчетность,
отчет о
результатах
деятельности и
использования
имущества
Ответственность
по
обязательствам
Отвечает по своим 
обязательствам всем
имуществом, за
исключением особо
ценного движимого
имущества,
закрепленного
собственником этого
имущества или
приобретенного за
счет выделенных
таким собственником
средств, а также
недвижимого
имущества.
Собственник
имущества бюджетного
учреждения не несет
ответственности по
обязательствам
бюджетного
учреждения
Отвечает по своим 
обязательствам
закрепленным за
ним имуществом,
за исключением
недвижимого
имущества и особо
ценного движимого
имущества,
закрепленных за
ним учредителем
или приобретенных
за счет средств,
выделенных
учредителем на
приобретение
этого имущества.
Как собственник
имущества не несет
ответственность
по обязательствам
автономного
учреждения.
Не отвечает по
обязательствам
собственника
имущества
автономного
учреждения
Отвечает по своим
обязательствам,
находящимися
в его
распоряжении
денежными
средствами.
При
недостаточности
указанных
денежных средств
субсидиарную
ответственность
по обязательствам
такого учреждения
несет собственник
его имущества

Статья 161 БК РФ. Особенности правового положения казенных учреждений

Выше мы сказали, что, несмотря на то что государственные (или же муниципальные) учреждения и организации — бюджетные, своего рода «бизнес» они все же могут вести. Получаемый при этом доход, так же как и в случае с деятельностью коммерческих фирм, облагается налогом. Посредством каких норм происходят его исчисление?

Читайте также:  Кто имеет право на бесплатный проезд в Приморском крае в 2023 году

Как только клиентом «коммерческого профиля», обратившимся в учреждение, или получателем услуги осуществляется оплата — в бюджетной организации фиксируется факт поступления денежных средств на расчетном счету или в Федеральном казначействе.

Следующий аспект деятельности государственных учреждений — бухучет. Зарплата в бюджетной организации, доходы от «бизнесов», а также спонсорская помощь — все это учитывается посредством бухгалтерских механизмов. Правила и нормы, касающиеся этих процессов, регулируются федеральным законодательством. Ключевые источники права здесь — НК РФ, а также ФЗ «О бухгалтерском учете». Какие нюансы, касающиеся данного направления деятельности учреждений, можно отметить?

Какого рода доходы и расходы могут фигурировать в отчетных и бухгалтерских документах госучреждений? Какова специфика их фиксации в соответствующих источниках? Касательно бюджетных учреждений, расходы могут быть классифицированы только по следующим основаниям:

  • оплата труда в рамках трудовых договоров;
  • перечисление взносов в ПФР, ФСС, ФОМС за сотрудников;
  • предусмотренные законодательством трансферты;
  • выдача командировочных и иных вплат в адрес сотрудников;
  • оплату товаров и услуг в соответствии с контрактами муниципального или государственного типа, а также сметами.

Иные варианты расходования средств бюджетными организациями не разрешены законом.

Бюджетное учреждение — всегда некоммерческое и преследует важные для государства или местного самоуправления цели.

Бюджетным учреждением считается юридическое лицо, соответствующее совокупности признаков (ч. 1 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, далее — закон № 7-ФЗ):

  • Является некоммерческой организацией.
  • Создано РФ, субъектом РФ (государственное бюджетное учреждение) или муниципальным образованием (муниципальное бюджетное учреждение). Хозяйственные общества, предприниматели, прочие частные субъекты не могут организовать учреждение такого вида (даже если оно потом будет получать от государства субсидии).
  • Создано для оказания услуг или выполнения работ в целях исполнения госфункций и полномочий в различных сферах деятельности.

Виды деятельности бюджетных организаций

Какие виды деятельности обычно выполняют муниципальные и государственные учреждения (в данном контексте — всех трех типов)? Это определяется, прежде всего, основной целью их создания. Которой, исходя из формулировок российского законодательства, является необходимость реализации властных полномочий различных органов. Таким образом, деятельность бюджетной организации должна соответствовать тем целям, которые стоят перед учредившей их структурой. Конкретные ее виды должны быть указаны в Уставе учреждения. Если при ведомственной или надзорной проверке выяснится, что деятельность каких-то учреждений не соответствует целям учредителя (а также его полномочиям или профилю), то может быть принято решение о ликвидации данных структур или передаче в ведение другого органа (или на иной уровень власти). Все эти правила актуальны также и для муниципальных структур. В принципе, законодательство, регулирующее деятельность всех бюджетных, в широком смысле, организаций, в целом, довольно единообразно. В некоторых правовых источниках одни и те же нормы могут быть одновременно направлены на функционирующих как на федеральном, так и на региональном или же местном уровне.

Отметим также, что государственная или муниципальная бюджетная организация может вести деятельность, дополняющую основную, но несхожую с ней в силу типовых признаков. Как правило, речь здесь идет о предпринимательских активностях. О ведении «бизнеса», о коммерческом заработке. Которые, в силу своих признаков, действительно далеки от реализации властных полномочий и оказания услуг гражданам. Вместе с тем сторонняя деятельность, о которой идет речь, должна соответствовать тем целям, для достижения которых было создано учреждение. И потому виды «бизнеса» бюджетных организаций также должны быть указаны в соответствующих учредительных документах.

Особенности и характеристика автономных учреждений

Бюджетные организации обязаны вести полноценный бухгалтерский учет в соответствии с требованиями ФЗ №402 (06.12.2011) в актуальной редакции. В число основных требований к бухучету входят:

  • Обязательное формирование учетной политики, ведение учета в соответствии с ее положениями.
  • Регистрация экономических событий в бухгалтерской первичке с последующим занесением данных из нее в регистры учета.
  • Периодический пересчет активов и обязательств.
  • Регистрация данных учета в национальной валюте.
  • Составление и сдача отчетности в контролирующие структуры.
  • Создание системы внутреннего контроля.

Что касается плана счетов, он для бюджетных организаций является единым. Инструкция по формированию общего плана счетов утверждена Минфином в 2010 году (приказ №157н). Дополнительно для каждой категории государственных организаций существует частный план счетов. Бюджетные учреждения пользуются планом, утвержденным приказом Минфина №174н (16.12.2010), автономные – документом, утвержденным приказом №183н (23.12.2010).

В нефинансовые активы бюджетной организации входят основные средства, НМА, расходы, вложения в нефинансовые активы, амортизация, производственные запасы, готовая продукция, товары, непроизведенные активы. Новой для бухгалтера, знакомого только с классическим бухучетом, является последняя составляющая. Непроизведенные активы не являются результатами производства. К данной категории относят землю, ресурсы недр и т.п. В учете такие активы отражаются по первоначальной стоимости (за исключением земли). Земля оценивается по кадастровой стоимости.

Финансовые активы бюджетной организации учитываются точно так же, как в коммерческой. В данный раздел плана счетов входят вложения в финансовые активы, авансы контрагентам, работникам, дебиторская задолженность, финансовые вложения (покупка ценных бумаг, вклады в уставный капитал других организаций и т.п.), денежные средства.

Бюджетное учреждение. ФГБУ, ГБУ, МБУ

Выше мы сказали, что термин «государственные учреждения» синонимичен понятию «бюджетные организации». Примеры структур, вместе с тем, в которых принимает участие государство, могут быть самыми разными — есть, в частности, госпредприятия, госбанки. Являются ли они бюджетными организациями? Нет. не являются. Потому как типично бюджетные учреждения должны характеризоваться совокупностью следующих трех признаков:

  • основной профиль деятельности организаций не связан с коммерческими активностями;
  • учредителем структуры является Российская Федерация, ее субъект или же муниципальное образование;
  • главный источник финансирования работы учреждения — бюджет соответствующего уровня.

Таким образом, есть термины «госпредприятие», «государственная организация» и «учреждение». В некоторых случаях их, конечно, можно считать синонимами, но, исходя из контекста, может быть уместным определение только одного из них.

Читайте также:  Медосмотр в военкомате в 16 лет

Например, если речь идет о таких структурах как Сбербанк или «Росатом», то их вполне допустимо называть «организациями», но никак не «учреждениями», поскольку их деятельность, по меньшей мере, не вполне соответствует первому и третьему признакам. Более того, для «Росатома» больше подходит термин «госпредприятие», так как данная структура занята в «реальном секторе».

Выше мы сказали, что, несмотря на то что государственные (или же муниципальные) учреждения и организации — бюджетные, своего рода «бизнес» они все же могут вести. Получаемый при этом доход, так же как и в случае с деятельностью коммерческих фирм, облагается налогом. Посредством каких норм происходят его исчисление?

Как только клиентом «коммерческого профиля», обратившимся в учреждение, или получателем услуги осуществляется оплата — в бюджетной организации фиксируется факт поступления денежных средств на расчетном счету или в Федеральном казначействе.

Следующий аспект деятельности государственных учреждений — бухучет. Зарплата в бюджетной организации, доходы от «бизнесов», а также спонсорская помощь — все это учитывается посредством бухгалтерских механизмов. Правила и нормы, касающиеся этих процессов, регулируются федеральным законодательством. Ключевые источники права здесь — НК РФ, а также ФЗ «О бухгалтерском учете». Какие нюансы, касающиеся данного направления деятельности учреждений, можно отметить?

Какого рода доходы и расходы могут фигурировать в отчетных и бухгалтерских документах госучреждений? Какова специфика их фиксации в соответствующих источниках? Касательно бюджетных учреждений, расходы могут быть классифицированы только по следующим основаниям:

  • оплата труда в рамках трудовых договоров;
  • перечисление взносов в ПФР, ФСС, ФОМС за сотрудников;
  • предусмотренные законодательством трансферты;
  • выдача командировочных и иных вплат в адрес сотрудников;
  • оплату товаров и услуг в соответствии с контрактами муниципального или государственного типа, а также сметами.

Иные варианты расходования средств бюджетными организациями не разрешены законом.

Вместе с тем, как отмечают юристы, в российских законах нет правовых норм, которые бы устанавливали критерии, по которым следует разграничивать понятия государственных «функций» и «услуг.» Однако в некоторых правовых актах все же можно обнаружить соответствующие ориентиры. В частности, на базе формулировок Указа Президента РФ № 314 от 09 марта 2004 года, в котором затрагивается проблематика системы исполнительных органов власти, можно предположить, что ключевое различие заключается в том, наличествует или отсутствует в деятельности организации реализация политических или административных полномочий. Таких как, например, контроль, выдача лицензий, надзор и т. д.

Таким образом, термин «бюджетные организации» мы можем трактовать двумя способами. Во-первых, под таковыми структурами могут пониматься любые государственные организации. Во-вторых, термин «бюджетные организации» может отражать только один из трех типов госструктур. Тех, что, как правило, не включают в свою деятельность реализации властных полномочий и отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, что есть у них в оперативном управлении.

Также отметим, что в ряде случаев термин «бюджетная организация» отождествляется с понятием «муниципальное учреждение». Строго говоря, особой ошибки здесь нет. Просто потому, что деятельность данного рода организаций возможна в силу финансирования за счет муниципального бюджета, который является неотъемлемой частью национальной системы управления финансами. То есть входит в общий бюджет РФ. Вместе с тем термин «муниципальное учреждение» и «государственная организация» отождествлять не вполне уместно. Почему? Дело в том, что в соответствии с российским законодательством, государственная и муниципальная власть независимы.

Таким образом, термин «бюджетная организация» допустимо употреблять как синоним таких понятий, как «государственное» или «муниципальное учреждение». Или же как самостоятельную категорию — в контексте классификации госучреждений. Термины «государственная организация» и «муниципальное учреждение» следует отождествлять осторожно. Только если соответствующий контекст не предполагает вероятности двойственного понимания. Разумеется, во всех официальных документах следует применять термины, исходя из фактического типа организации, определяемого тем, кто учредитель. Это всегда прописано на бумаге, в соответствующих правоустанавливающих документах.

Финансирование бюджетных (организации, принадлежащие государству, но коммерческого типа предполагают самоокупаемость) структур, как правило, осуществляется за счет средств казны — федеральной, региональной, муниципальной. Также, денежные поступления могут появляться за счет «бизнеса» — дополнительных видов деятельности, а также за счет спонсорской помощи. Но, как правило, основной канал финансирования — это бюджет соответствующего уровня — муниципальный, региональный или федеральный. Управление располагаемыми денежными средствами соотносительно с основными функциональными активностями учреждения отражается в особом документе — плане финансово-хозяйственной деятельности. Отметим, что он нужен только для двух типов организаций — «автономных» и «бюджетных». Для «казенных» требуется составление другого документа — сметы доходов и расходов. Учредитель организации, в соответствии с положениями релевантных законов, должен установить порядок составления и предоставления подобного рода источников.

Особенности распоряжения имуществом

Автономное учреждение не вправе осуществлять никаких действий с недвижимыми объектами и особо ценными движимыми предметами без согласия собственника. Остальным имуществом, которое находится у организации на праве оперативного управления, она может распоряжаться по собственному усмотрению, если другое не предусматривается в законодательстве. При этом, автономное учреждение может при согласии собственника внести недвижимые объекты, особо ценные движимые предметы в складочный (уставной) капитал иных юрлиц. Исключением являются объекты культурно-исторического наследия РФ, материалов, включенных в состав Музейного, Архивного и Национального библиотечного фондов России. Порядок, в соответствии с которым имущество учреждения относится к особо ценному, утверждается Правительством.

В качестве учредителей организации должны выступить органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества, кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию.

Виды бюджетных организаций.

(см. бюджетную классификацию).

1. Исключительно тесная связь с бюджетом, из которого и финансируется основная часть расходов бюджетных организаций. Любое изменение в бюджете в первую очередь отражается на финансах бюджетных организаций. Недополучение средств бюджетом приводит и к недофинансированию расходов бюджетных организаций. Перевыполнение предусмотренных законом о бюджете соответствующего уровня поступлений приводит и к дополнительному финансированию бюджетных организаций.

Согласно п.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *